Образовательные услуги учреждений общего образования и запросы их потребителей

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Образовательные услуги учреждений общего образования и запросы их потребителей

Страница 1

Общеобразовательные школы и учреждения дополнительного общего образования – основные поставщики такого рода услуг, их потребители – воспитанники и учащиеся этих учреждений и их родители.

Для изучения индивидуальных образовательных запросов старших школьников общеобразовательных школ (9, 10, 11 классы) была разработана анкета, составленная из 12 вопросов.

Первые вопросы фиксировали пол респондента и класс, в котором он обучается. Следующая группа вопросов направлена на выяснение удовлетворенности учащихся предметами, изучаемыми по школьной программе, их предпочтений в школьных предметах, а также мотивов этих предпочтений.

Вопросы №№ 6, 7, 8, 9 направлены на выявление дальнейших планов респондентов, связанных с получением профессионального образования на территории области или за ее пределами, предпочтений в выборе будущих профессий и того, чем обусловлен данный выбор.

Вопросы №№ 10, 11, 12 предлагаемой анкеты предполагали выявление возможностей и желаний опрашиваемых старшеклассников в получении дополнительных образовательных услуг в школьной системе и вне школы (кружки, секции, клубы и др.). Ответы на вопрос № 12 дают представление о том, насколько учитываются запросы учащихся в сфере дополнительных образовательных услуг.

Данная анкета была апробирована среди учащихся старших классов общеобразовательных школ города Биробиджана и районов области, после чего в неё были внесены определённые коррективы.

По разработанной анкете было опрошено 607 старшеклассников, преимущественно 11-х классов (84,51%, от всех опрошенных), т.к. перед данной категорией школьников проблема выбора дальнейшей, в том числе и профессиональной деятельности, стоит наиболее остро и они более осознанно, чем младшие школьники, относятся к будущей профессии.

Опрос проводился в школах города Биробиджана и всех муниципальных образований области. Контингент опрошенных школьников в муниципальных образованиях представлен следующим образом:

г. Биробиджан и Биробиджанский район – 233 чел.,

Ленинский район – 254 чел.,

Облученский район – 31 чел.,

Октябрьский район – 43 чел.,

Смидовичский район – 46 чел.

Среди опрошенных более 63 % составляли девушки, и это объясняется тем, что в выпускных классах они количественно преобладают, а также не подлежат призыву в Вооруженные Силы, что для многих юношей отодвигает вопрос о дальнейшем образовании на некоторое время, либо наоборот делает их выбор ориентированным на любой вид деятельности, позволяющий получить отсрочку от призыва.

Сводные данные по итогам социологического опроса школьников приведены в таблице 1.

Таблица 1

Итоги изучения образовательных запросов учащихся общеобразовательных школ (опрошено 607 школьников)

Выявляемые показатели

Число ответов

Число ответов

в %

1

2

3

1. Пол:

девушки

383

63.10

юноши

224

36.90

2. Классы:

11

513

84.51

10

84

13.84

9

10

1.65

3. Удовлетворенность предметами, изучаемыми в школе:

удовлетворён полностью

291

47.94

частично удовлетворены

283

46.62

не удовлетворены

31

5.11

нет ответа

2

0.33

4. Любимый предмет:

физкультура

165

27.18

история

156

25.70

информатика

155

25.54

биология

132

21.75

алгебра

111

18.29

литература

104

17.13

иностранный язык

100

16.47

химия

73

12.03

русский язык

78

12.85

физика

68

11.20

математика

85

14.00

обж

61

10.05

обществознание

62

10.21

астрономия

49

8.07

география

45

7.41

осу

44

7.25

геометрия

41

6.75

автодело

29

4.78

нет ответа

27

4.45

прочие

50

8.24

5. С чем связан выбор любимого предмета?

с хорошим учителем

317

52.22

с интересом к предмету

198

32.62

с будущим выбором вуза или другого учреждения профессионального образования

186

30.64

с успехами по предмету

187

30.81

с личными жизненными планами

167

27.51

нет ответа

23

3.79

нравится

20

3.29

с семейной традицией

15

2.47

со складом ума

7

1.15

6. Намерения после окончания школы:

поступлю в вуз

459

75.62

поступлю в техникум (колледж)

127

20.92

нет ответа

16

2.64

поступлю в ПТУ

13

2.14

пойду работать

13

2.14

7. Место продолжения образования:

за пределами ЕАО

332

54.70

в ЕАО

243

40.03

нет ответа

24

3.95

в ЕАО или за пределами

8

1.32

8. Выборы будущей профессия:

юрист

88

14.50

нет ответа

92

15.16

экономист

66

10.87

медработник

50

8.24

психолог

35

5.77

педагог

34

5.60

менеджер

38

6.26

программист

39

6.43

военный

31

5.11

другая профессия

26

4.28

переводчик

27

4.45

бухгалтер

17

2.80

адвокат

15

2.47

финансист

15

2.47

инженер-строитель

20

3.29

инженер-технолог

17

2.80

художник-дизайнер

16

2.64

следователь

11

1.81

железнодорожник

13

2.14

инженер-электронщик

8

1.32

социальный работник

7

1.15

водитель

5

0.82

эколог

5

0.82

парикмахер

4

0.66

связист

5

0.82

механик

5

0.82

прочие

26

4.28

9. Мотивы выбора будущей профессии:

она соответствует моим способностям

241

39.70

она хорошо оплачивается

228

37.56

с ней легко найти работу

158

26.03

нравится

55

9.06

нет ответа

50

8.24

семейная традиция

40

6.59

её мы выбрали вместе с другом (подругой)

26

4.28

учебное заведение находится близко к дому

29

4.78

интересная

25

4.12

мечта

19

3.13

так хотят родители

8

1.32

престижная

6

0.99

мое призвание

4

0.66

люблю заботиться о ком-либо

2

0.33

безвыходное положение

1

0.16

иные мотивы

3

0.49

10. Кроме уроков посещают занятия (в школе):

нет ответа

277

45.63

консультации по школьным предметам

181

29.82

спортивные секции

66

10.87

математика

24

3.95

русский язык

22

3.62

химия

11

1.81

биология

10

1.65

алгебра

9

1.48

география

9

1.48

физика

10

1.65

литература

9

1.48

информатика

4

0.66

клуб КВН

3

0.49

обществознание

3

0.49

резьба по дереву

2

0.33

экологический клуб

2

0.33

история

2

0.33

парашютный спорт

1

0.16

ОСУ

2

0.33

туризм

1

0.16

11. Кроме уроков посещают занятия вне школы:

нет ответа

398

65.57

спортивные секции

68

11.20

занятия с репетитором

51

8.40

фитнес

13

2.14

иностранный язык

15

2.47

музыка

14

2.31

подготовительные курсы

9

1.48

танцевальный кружок

11

1.81

вокально-инструментальный ансамбль

7

1.15

вождение

11

1.81

компьютерное обучение

4

0.66

физика

4

0.66

библиотека

2

0.33

еврейская школа «Сахнут»

2

0.33

КВН

2

0.33

дискотека

2

0.33

РОСТО

2

0.33

прочие

8

1.32

12. Хотели бы посещать:

нет ответа

271

44.65

спортивные секции

92

15.16

предметы школьной программы

73

12.03

танцевальный

34

5.60

информатика

28

4.61

тренажерный зал

16

2.64

борьба, каратэ и т.п.

13

2.14

бассейн

13

2.14

курсы иностранного языка

15

2.47

компьютер

6

0.99

музыка

6

0.99

курсы по будущей профессии

6

0.99

рисование

5

0.82

гимнастика

5

0.82

радиоконструирование

4

0.66

гитара

6

0.99

туризм

7

1.15

теннис

5

0.82

театральный кружок

3

0.49

литературный кружок

3

0.49

альпинизм

3

0.49

курсы психологии

2

0.33

школа лингвистики

2

0.33

экологический кружок

2

0.33

прочие

23

3.79

13. Есть ли факультативы, кружки, секции которые Вы хотели бы посещать в вашей школе?

нет ответа

214

35.26

нет

163

26.85

да

120

19.77

есть, но посещать некогда

103

16.97

да, но не все

7

1.15

14. Спрашивают ли Ваше мнение относительно дополнительных образовательных услуг (факультативов, предметов по выбору, кружков, секций)?

да

277

45.63

нет

153

25.21

иногда

155

25.54

нет ответа

22

3.62

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Функции педагогической деятельности
Передача знаний, умений и навыков (ЗУН), формирование на этой основе мировоззрения у воспитанников. Развитие интеллектуальных сил и способностей подрастающего поколения, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер. Формирование нравственного поведения учащихся на основе сознательного усвоен ...

Роль компьютера в учебном процессе
В учебном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможны два направления компьютеризации обучения. При первом усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютера, а также его использованию при решении разнообразных задач, другими ...

Методы воспитания
Методы воспитания – это путь достижения заданной цели воспитания. Цели воспитания можно достигнуть различными методами. Этих методов может быть столько, сколько найдет воспитатель, сотрудничая со своими воспитанниками, опираясь на их силы, возможности и желания. Общие методы воспитания – пути, кото ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru