Проблема соответствия образовательных услуг индивидуальным и корпоративным запросам их потребителей

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Проблема соответствия образовательных услуг индивидуальным и корпоративным запросам их потребителей

Страница 3

Ясно, что не в любом возрасте и не все граждане способны самостоятельно сформулировать свои образовательные запросы. В этом случае необходима помощь различных социальных институтов – семьи, системы образования, культуры, СМИ и других – в формировании и развитии образовательных запросов населения.

Выразителями образовательных запросов школьников выступают они сами и их родители. Изучение мнения учащихся и их родителей в этом плане должно быть положено в основу разработки, по крайней мере, национально-регионального и школьного компонентов государственного образовательного стандарта общего образования. Если же удовлетворение этих запросов не может быть обеспечено за счёт средств бюджетного финансирования, то их можно удовлетворять в форме дополнительных платных образовательных услуг.

Запросы общества и государства в образовании в значительной мере выражаются в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов. Однако этот компонент только обобщённо отражает, какими качествами личности и компетенциями должен овладеть в процессе образования среднестатистический россиянин, тот или иной специалист. Конкретными выразителями образовательных запросов являются конкретные люди, общественные объединения и организации, коллективы и руководители предприятий и учреждений. Именно эти запросы и необходимо изучать, систематизировать и учитывать при определении стандартов общего и профессионального образования.

Остаётся проблематичным решение вопроса о наполнении и реализации национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта в учреждениях, как общего, так и всех ступеней и видов профессионального образования, не определено его соотношение с федеральным компонентом. Для решения этой проблемы необходимо исходить из изучения образовательных запросов самих учащихся и студентов, расположенных в регионе предприятий, организаций и учреждений.

Специального изучения требуют корпоративные образовательные запросы общественных, государственных и негосударственных организаций, предприятий и учреждений. Руководители и представители этих организаций в принципе способны ответить на вопросы о том, устраивают или не устраивают их предлагаемые учреждениями образования услуги и в каких услугах они дополнительно нуждаются, какие услуги они способны заказать путём возмещения затрат на их получение за счёт собственных средств.

Не только содержание, но и методы, организационные формы и логика обучения в современных образовательных учреждениях должны строиться на основе согласования стандартов образования и образовательных запросов потребителей образовательных услуг. Дело в том, что в сложившейся системе образования преобладает не качественный, а количественный подход к образованию. Существующие стандарты в основном определяют объёмы обязательного учебного материала и обязательных для его изучения часов учебных занятий. Стандарты мало ориентированы на конечный результат образования с точки зрения компетенции выпускников образовательных учреждений. Компетентность, по определению известного отечественного психолога Д.Б. Эльконина, есть мера включённости личности в деятельность. Компетентностный подход к проектированию и реализации образовательных стандартов предполагает ориентацию на активное последующее использование знаний выпускниками образовательных учреждений. Для этого важно не только то, чему, но и как обучать. Необходимо не только репродуктивное изложение учебного материала, но и активное участие самих обучающихся в добывании знаний, в их применении для решения задач, связанных с будущей профессиональной и общественной деятельностью. По крайней мере, в системе профессионального образования изучение учебных дисциплин должно строиться не только в логике той или иной науки, но и в логике решения практических задач. Для этого обучающиеся должны научиться формулировать задачи, приводить в движение весь арсенал полученных знаний для поиска вариантов их решений, выбирать из нескольких вариантов решений оптимальный, осуществлять решения на практике и оценивать полученные результаты.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Принципы и методы отбора содержания курса информационные технологии
Принципы и методы отбора содержания обучения в вузе на общетеоретическом уровне рассматривались в работах Кузнецова А.А., Кузнецова Э.И. Бешенкова С.А., Жданова С.А, С.А.Архангельского, Е.Л.Белкина, В.И.Кагана, Ю.М.Калягина, В.М.Монахова, А.М.Пышкало и др. По мнению многих авторов, например, А.А.До ...

Рекомендации логопедам по улучшению работы с семьями
Для организации адекватного обучения детей, имеющих речевые нарушения, с целью достижения полной адаптации необходима организация единой комплексной работы логопеда и родителей: * логопеду следует проявлять гибкость в организации занятий с тем, чтобы не вызвать у детей негативное отношение к процес ...

Хореография
На протяжении многовековой истории своего развития танец был всегда связан с песней, трудом и обычаями человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Каждая новая эпоха, каждые новые политические и экономические условия отражались в формах обществе ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru