Принципы непрерывности, преемственности и диверсификации образования человека и социально-территориальных систем

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Принципы непрерывности, преемственности и диверсификации образования человека и социально-территориальных систем

Страница 8

Сегодня российское общество и государство ставят иные цели, чем это было в советский период. Коммунистическая идеология сменилась на рыночную, на стремление улучшить уровень материального благосостояния граждан. Но это не снижает роли образовательных институтов в установлении новых общественных отношений и обеспечении благополучия в обществе и природе. Естественно, что для этого образование должно стать иным. От преимущественно сциентистской ориентации оно должно перейти на личностную, аксеологическую, духовную ориентацию. Иначе говоря, не только приобщение учащихся к знаниям основ наук, а создание условий для максимального раскрытия природных задатков личности, развития её творческого потенциала и овладения высшими духовными ценностями должно стать приоритетами институтов образования. Не только и не столько знания, умения и навыки (пресловутые ЗУНы) должны стать целью современного образования, а личностные и духовные ценности.

Известно, что система ценностей играет определяющую роль в направленности личности. То есть, отношение личности ко всей окружающей действительности, выбор ею тех или иных видов деятельности зависят от того, какие ценности исповедует человек. Ценности, в свою очередь, принято подразделять в современной философии и психологии на материальные и духовные. Идеальным вариантом ценностных ориентиров личности является гармония тех и других. Человек с преобладающими материальными ценностями строит свою жизнь так, чтобы максимально накапливать свой имущественный потенциал (деньги, вещи и т.д.). При этом он зачастую не пренебрегает возможностями обогащения и нетрудовым путём. Человек с преобладающими духовными ценностями удовлетворяется минимумом имущества, вплоть до аскетизма, но стремится к постоянному духовному обогащению. Гармония между материальными и духовными ценностями имеет место тогда, когда человек стремится трудовым путём удовлетворять необходимые для достойной жизни материальные потребности, чтобы духовно обогащаться.

Настало время пересмотреть сложившийся стереотип в понимании того, что принято называть «богатым человеком». В каком смысле «богатым»? Можно иметь неисчислимые материальные богатства, но оставаться «нищим духом». Нищие в материальном плане зачастую становятся на путь безнравственных поступков и преступлений. Не зря Л.Н. Толстой подчёркивал, что более всего развращает людей нищета и чрезмерное богатство, имея в виду при этом материальное богатство. Сегодняшняя действительность подтверждает справедливость этой мысли великого писателя: нищие в материальном плане сплошь и рядом совершают преступления ради получения необходимого минимума материальных благ, супербогатые олигархи совершают преступления из алчности.

Государственно-общественная система образования призвана напрямую влиять на становление в каждом человеке системы личностных ценностей. Идея гармонии в личностных ценностях материальной и духовной составляющих должна быть ведущей в обучении и воспитании. И это главное, что необходимо сделать в модернизации современного образования.

Влияние образовательных институтов на состояние социально-территориальных систем имеет отсроченный и чаще всего скрытый характер. То есть, трудно сразу и непосредственно увидеть, что какие-то изменения в цели, содержании, методах и средствах воспитания и обучения находят ярко выраженное отражение в социальной, природной и других составляющих социально-территориальных систем. Однако образованность людей рано или поздно проявится в этих системах в том или ином виде. Это подтверждается и всем ходом человеческой истории, и локальными актами влияния системы образования на психику людей.

Не разрушительную, а созидательную роль должны играть образовательные институты. Для этого первоначально необходимо привести услуги институтов образования в соответствие образовательным запросам людей и трудовых и общественных объединений. Поскольку эти запросы многообразны, то модернизацию современного образования следует осуществлять на основе принципа его диверсификации. Диверсификация (от лат. diversificatio – изменение, разнообразие) образования предполагает разнообразные образовательные услуги, в наибольшей степени соответствующие спектру образовательных запросов, как индивидуальных, так и корпоративных. В идеале система образования должна бы удовлетворять все образовательные запросы, в реальной же действительности такого полного соответствия нет, и вряд ли оно достижимо. Образовательные запросы непрерывно изменяются, следовательно, система образования должна осуществлять мониторинг этих запросов и быть достаточно гибкой, чтобы их удовлетворять. Во всяком случае, каждое образовательное учреждение всегда должно чётко отражать, какие запросы оно удовлетворяет, какие может удовлетворять, а какие требуется удовлетворять и при каких условиях.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Материалы о воспитании и обучении:

Комплекс коррекционных занятий в формировании личности ребёнка
Психологические проблемы ребёнка, имеющего нарушения речи, наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками, поэтому основной формой психокоррекционной работы с такими детьми должны быть групповые и подгрупповые занятия. Основными задачами психокоррекционных занятий данного направлен ...

Особенности работы над выразительностью устной речи неслышащих учащихся
Анализируя проведенную работу, мы считаем необходимым отметить, что все компоненты выразительности речи необходимо формировать и закреплять систематически на всех видах речевой деятельности, музыкальных и индивидуальных занятиях, включать отдельные элементы в организационные моменты перед началом у ...

Несостоятельность пятибалльной системы оценивания
Общество в настоящий момент пытается сформулировать социальный заказ системе образования. Бизнесу нужны квалифицированные кадры, способные к дальнейшему непрерывному обучению, к созданию и внедрению инноваций. Государству – не просто образованное, но патриотически настроенное, социально ответственн ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru