Принципы непрерывности, преемственности и диверсификации образования человека и социально-территориальных систем

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Принципы непрерывности, преемственности и диверсификации образования человека и социально-территориальных систем

Страница 8

Сегодня российское общество и государство ставят иные цели, чем это было в советский период. Коммунистическая идеология сменилась на рыночную, на стремление улучшить уровень материального благосостояния граждан. Но это не снижает роли образовательных институтов в установлении новых общественных отношений и обеспечении благополучия в обществе и природе. Естественно, что для этого образование должно стать иным. От преимущественно сциентистской ориентации оно должно перейти на личностную, аксеологическую, духовную ориентацию. Иначе говоря, не только приобщение учащихся к знаниям основ наук, а создание условий для максимального раскрытия природных задатков личности, развития её творческого потенциала и овладения высшими духовными ценностями должно стать приоритетами институтов образования. Не только и не столько знания, умения и навыки (пресловутые ЗУНы) должны стать целью современного образования, а личностные и духовные ценности.

Известно, что система ценностей играет определяющую роль в направленности личности. То есть, отношение личности ко всей окружающей действительности, выбор ею тех или иных видов деятельности зависят от того, какие ценности исповедует человек. Ценности, в свою очередь, принято подразделять в современной философии и психологии на материальные и духовные. Идеальным вариантом ценностных ориентиров личности является гармония тех и других. Человек с преобладающими материальными ценностями строит свою жизнь так, чтобы максимально накапливать свой имущественный потенциал (деньги, вещи и т.д.). При этом он зачастую не пренебрегает возможностями обогащения и нетрудовым путём. Человек с преобладающими духовными ценностями удовлетворяется минимумом имущества, вплоть до аскетизма, но стремится к постоянному духовному обогащению. Гармония между материальными и духовными ценностями имеет место тогда, когда человек стремится трудовым путём удовлетворять необходимые для достойной жизни материальные потребности, чтобы духовно обогащаться.

Настало время пересмотреть сложившийся стереотип в понимании того, что принято называть «богатым человеком». В каком смысле «богатым»? Можно иметь неисчислимые материальные богатства, но оставаться «нищим духом». Нищие в материальном плане зачастую становятся на путь безнравственных поступков и преступлений. Не зря Л.Н. Толстой подчёркивал, что более всего развращает людей нищета и чрезмерное богатство, имея в виду при этом материальное богатство. Сегодняшняя действительность подтверждает справедливость этой мысли великого писателя: нищие в материальном плане сплошь и рядом совершают преступления ради получения необходимого минимума материальных благ, супербогатые олигархи совершают преступления из алчности.

Государственно-общественная система образования призвана напрямую влиять на становление в каждом человеке системы личностных ценностей. Идея гармонии в личностных ценностях материальной и духовной составляющих должна быть ведущей в обучении и воспитании. И это главное, что необходимо сделать в модернизации современного образования.

Влияние образовательных институтов на состояние социально-территориальных систем имеет отсроченный и чаще всего скрытый характер. То есть, трудно сразу и непосредственно увидеть, что какие-то изменения в цели, содержании, методах и средствах воспитания и обучения находят ярко выраженное отражение в социальной, природной и других составляющих социально-территориальных систем. Однако образованность людей рано или поздно проявится в этих системах в том или ином виде. Это подтверждается и всем ходом человеческой истории, и локальными актами влияния системы образования на психику людей.

Не разрушительную, а созидательную роль должны играть образовательные институты. Для этого первоначально необходимо привести услуги институтов образования в соответствие образовательным запросам людей и трудовых и общественных объединений. Поскольку эти запросы многообразны, то модернизацию современного образования следует осуществлять на основе принципа его диверсификации. Диверсификация (от лат. diversificatio – изменение, разнообразие) образования предполагает разнообразные образовательные услуги, в наибольшей степени соответствующие спектру образовательных запросов, как индивидуальных, так и корпоративных. В идеале система образования должна бы удовлетворять все образовательные запросы, в реальной же действительности такого полного соответствия нет, и вряд ли оно достижимо. Образовательные запросы непрерывно изменяются, следовательно, система образования должна осуществлять мониторинг этих запросов и быть достаточно гибкой, чтобы их удовлетворять. Во всяком случае, каждое образовательное учреждение всегда должно чётко отражать, какие запросы оно удовлетворяет, какие может удовлетворять, а какие требуется удовлетворять и при каких условиях.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Материалы о воспитании и обучении:

Методы индивидуальной работы с трудновоспитуемыми детьми в условиях детского дома
Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у него определенных качеств (Б.Т. Лихачев). Од ...

Классификация документов
Н.С. Ларьков выделяет несколько признаков, по которым можно классифицировать документы: Признаки, отражающие информационно-функциональную сущность документа, положены в основу семантической и функциональной классификаций; Признаки, связанные с материальной оставляющей документа, являются основанием ...

Эстетическая культуры личности
Эстетическая и художественная культура – важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности. Без способности к эстетическому переживанию человек вряд ли смог реализовать себ ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru