Принципы непрерывности, преемственности и диверсификации образования человека и социально-территориальных систем

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Принципы непрерывности, преемственности и диверсификации образования человека и социально-территориальных систем

Страница 7

Российская система образования за время своего существования прошла длительный путь, на котором были взлёты и падения, стабильность и реформы, демократия и авторитаризм. Однако на этом пути определились и достижения, которые можно считать ценностями не только для отечественного образования, но и для мирового. Вхождение России в число стран Болонского соглашения в области образования не должно приводить к отказу от лучших достижений российской системы образования.

На каждом новом этапе своего развития система образования концентрирует в себе все достоинства и недостатки предшествующих этапов. Приступая к модернизации, необходимо выделить достоинства, отвечающие потребностям современности и прогнозируемого будущего.

Современная система российского образования во многом вобрала в себя то, что было присуще ей в советский период. Как теперь стало ясно, ни всё в этом недавнем прошлом было плохо. Среди достоинств советской системы образования, которые необходимо учесть при модернизации, являются:

доступность образования для всех слоёв населения, независимо от их материального благополучия;

фундаментальность и прочность получаемых в процессе образования знаний;

сочетание естественно-математического и гуманитарного образования;

единство обучения и воспитания;

наличие ценностных ориентиров и чётко сформулированных целей образования на разных его ступенях;

взаимосвязь теоретического обучения и практики, связь обучения с жизнью;

единство образовательного пространства на всей территории Советского Союза;

стабильность финансирования образования, постоянное развитие учебно-материальной базы образовательных учреждений;

взаимодействие школы, семьи и общественности в образовании.

К недостаткам советской образовательной системы, с позиций современных оценок, следует отнести:

тоталитарную идеологию, не допускающую самостоятельного выбора субъектами образовательного процесса мировоззренческих позиций;

преобладание командно-административной системы управления образованием на всех его уровнях;

единообразие содержания образования, учебных планов и программ обучения, ограниченный спектр образовательных услуг, не учитывающий многообразие интересов, потребностей и индивидуальных особенностей субъектов образовательного процесса.

Современный Закон Российской Федерации «Об образовании», по сути, создаёт правовую основу для модернизации отечественного образования путём принятия всех достоинств и исключения недостатков образовательной системы прошлого. Не зря этот Закон уже после его принятия ещё в первой редакции Государственной Думой в 1992 году международной конференцией по образованию, организованной ЮНЕСКО, Европейским Союзом и Минобразования России был признан как беспрецедентный в мировой истории развития образования по своей демократической и гуманистической направленности. И если этот Закон в настоящее время во многом не выполняется, а многие его статьи попросту выхолощены последующими поправками к Закону, то это следствие, прежде всего, экономико-центрического мышления и недопонимания в различных эшелонах власти роли образования в системе общественного и государственного развития, в то время как уже в первых строчках первоначальной редакции Закона было прописано: «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной». Инициированная Правительством Российской Федерации модернизация образования вновь вселяет надежду на то, что эта сфера станет приоритетной на деле, а не декларативно. По большому счёту модернизация должна быть направлена на приведение реальной системы образования в соответствие с законом Российской Федерации «Об образовании». Однако модернизация образования не должна осуществляться по известному из практики большевиков принципу: сначала всё «разрушим до основания, а затем .».

Вопрос о роли образования в социально-территориальных системах, о его возможности более продуктивно влиять на состояние этих систем в их общественной, природной и производственной составляющих всё ещё остаётся дискуссионным. Слишком трудно избавиться от столетиями складывающегося стереотипа первичности производства, экономики в развитии этих систем. Однако возникшие в эпоху потребительской цивилизации глобальные кризисы понуждают к радикальному переосмыслению праведности курса, обусловленного признанием первичности производства, экономической составляющей и вторичности общественного сознания. Одним из вариантов новых идеологем общества может быть признание ведущей роли образования, осуществляемого специально созданными общественно-государственными институтами и приобщающими людей к культуре и высокой духовности. О такой миссии образовательных институтов, как было показано выше, неоднократно высказывались в разные времена достаточно авторитетные учёные и мыслители. О возможности более эффективного влияния образования на национальное развитии свидетельствует и опыт некоторых стран. Скажем, советская система образования достаточно эффективно приобщала к коммунистической идеологии граждан страны, которые добивались признанными во всём мире успехов в национальной безопасности, культуре, науке, социальной защищённости граждан, освоении Космоса, спорте и других сферах. Обеспечение приоритетности образования в Японии на деле, а не только декларативно, способствовало появлению феномена «японского чуда», когда страна успешно преодолела депрессию после Второй мировой войны и стала одной из наиболее развитых стран мира. Для этого правительству Японии потребовалось привлечь в сферу образования на педагогическую работу лучших людей нации путём установления им достойной заработной платы и конкурсного отбора. Впоследствии воспитанники таких педагогов стали достаточно образованными и высококультурными людьми, способными не только осваивать самые передовые технологии, закупаемые в других странах, но и создавать собственные.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Сущность понятий "речь", "развитие речи"
В толковом словаре Ожегова С.И. дается следующее определение понятия "речь": "Речь - 1. Способность говорить, говорение.2. Разновидность или стиль языка.3. Звучащий звук.4. Разговор, беседа.5. Публичное выступление". Также, в словаре русского языка Ожегова С.И. дает определение ...

Иоганн Генрих Песталоцци
И.Г. Песталоцци – швейцарский педагог. Родился в Цюрихе в семье глазного врача. Он рано лишился отца и воспитывался матерью. Образование он получил обычное для того времени: сначала окончил начальную школу на немецком языке, потом – традиционную латинскую школу и школу повышенного типа, готовившую ...

Описание программ, содержащих компоненты полового воспитания
Проблема полового воспитания в школе усугубляется отсутствием четкой сформулированной программы, определившей бы принципы и содержание полового воспитания в школе. Борисов И. составил типологию имеющихся на сегодняшний день различных программ полового воспитания: 1. "Государственная" (фед ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru