Принципы непрерывности, преемственности и диверсификации образования человека и социально-территориальных систем

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Принципы непрерывности, преемственности и диверсификации образования человека и социально-территориальных систем

Страница 7

Российская система образования за время своего существования прошла длительный путь, на котором были взлёты и падения, стабильность и реформы, демократия и авторитаризм. Однако на этом пути определились и достижения, которые можно считать ценностями не только для отечественного образования, но и для мирового. Вхождение России в число стран Болонского соглашения в области образования не должно приводить к отказу от лучших достижений российской системы образования.

На каждом новом этапе своего развития система образования концентрирует в себе все достоинства и недостатки предшествующих этапов. Приступая к модернизации, необходимо выделить достоинства, отвечающие потребностям современности и прогнозируемого будущего.

Современная система российского образования во многом вобрала в себя то, что было присуще ей в советский период. Как теперь стало ясно, ни всё в этом недавнем прошлом было плохо. Среди достоинств советской системы образования, которые необходимо учесть при модернизации, являются:

доступность образования для всех слоёв населения, независимо от их материального благополучия;

фундаментальность и прочность получаемых в процессе образования знаний;

сочетание естественно-математического и гуманитарного образования;

единство обучения и воспитания;

наличие ценностных ориентиров и чётко сформулированных целей образования на разных его ступенях;

взаимосвязь теоретического обучения и практики, связь обучения с жизнью;

единство образовательного пространства на всей территории Советского Союза;

стабильность финансирования образования, постоянное развитие учебно-материальной базы образовательных учреждений;

взаимодействие школы, семьи и общественности в образовании.

К недостаткам советской образовательной системы, с позиций современных оценок, следует отнести:

тоталитарную идеологию, не допускающую самостоятельного выбора субъектами образовательного процесса мировоззренческих позиций;

преобладание командно-административной системы управления образованием на всех его уровнях;

единообразие содержания образования, учебных планов и программ обучения, ограниченный спектр образовательных услуг, не учитывающий многообразие интересов, потребностей и индивидуальных особенностей субъектов образовательного процесса.

Современный Закон Российской Федерации «Об образовании», по сути, создаёт правовую основу для модернизации отечественного образования путём принятия всех достоинств и исключения недостатков образовательной системы прошлого. Не зря этот Закон уже после его принятия ещё в первой редакции Государственной Думой в 1992 году международной конференцией по образованию, организованной ЮНЕСКО, Европейским Союзом и Минобразования России был признан как беспрецедентный в мировой истории развития образования по своей демократической и гуманистической направленности. И если этот Закон в настоящее время во многом не выполняется, а многие его статьи попросту выхолощены последующими поправками к Закону, то это следствие, прежде всего, экономико-центрического мышления и недопонимания в различных эшелонах власти роли образования в системе общественного и государственного развития, в то время как уже в первых строчках первоначальной редакции Закона было прописано: «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной». Инициированная Правительством Российской Федерации модернизация образования вновь вселяет надежду на то, что эта сфера станет приоритетной на деле, а не декларативно. По большому счёту модернизация должна быть направлена на приведение реальной системы образования в соответствие с законом Российской Федерации «Об образовании». Однако модернизация образования не должна осуществляться по известному из практики большевиков принципу: сначала всё «разрушим до основания, а затем .».

Вопрос о роли образования в социально-территориальных системах, о его возможности более продуктивно влиять на состояние этих систем в их общественной, природной и производственной составляющих всё ещё остаётся дискуссионным. Слишком трудно избавиться от столетиями складывающегося стереотипа первичности производства, экономики в развитии этих систем. Однако возникшие в эпоху потребительской цивилизации глобальные кризисы понуждают к радикальному переосмыслению праведности курса, обусловленного признанием первичности производства, экономической составляющей и вторичности общественного сознания. Одним из вариантов новых идеологем общества может быть признание ведущей роли образования, осуществляемого специально созданными общественно-государственными институтами и приобщающими людей к культуре и высокой духовности. О такой миссии образовательных институтов, как было показано выше, неоднократно высказывались в разные времена достаточно авторитетные учёные и мыслители. О возможности более эффективного влияния образования на национальное развитии свидетельствует и опыт некоторых стран. Скажем, советская система образования достаточно эффективно приобщала к коммунистической идеологии граждан страны, которые добивались признанными во всём мире успехов в национальной безопасности, культуре, науке, социальной защищённости граждан, освоении Космоса, спорте и других сферах. Обеспечение приоритетности образования в Японии на деле, а не только декларативно, способствовало появлению феномена «японского чуда», когда страна успешно преодолела депрессию после Второй мировой войны и стала одной из наиболее развитых стран мира. Для этого правительству Японии потребовалось привлечь в сферу образования на педагогическую работу лучших людей нации путём установления им достойной заработной платы и конкурсного отбора. Впоследствии воспитанники таких педагогов стали достаточно образованными и высококультурными людьми, способными не только осваивать самые передовые технологии, закупаемые в других странах, но и создавать собственные.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Семья и брак как залог достойного воспитания в православии
Прочным оплотом для православных мирян в этих условиях является брак и семейная жизнь, установленные благословением Божиим для спасения всех членов семьи. Чтобы лучше разобраться в этом, давайте рассмотрим канонические основы брака, находящиеся в Священном Писании и хранящиеся в Священном Предании, ...

Роль и место раздела «Лоскутная пластика» в образовательной области «Технология»
Важный аспект трудового обучения – соединение обучения конкретному технологическому мастерству с предметной творческой деятельностью декоративно – прикладного характера. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Лоскут ...

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
С 1992-1996 г. я обучалась в Лениногорском педагогическом училище на художественно-графическом отделении. В течение всей учебы занималась творческой деятельностью. Именно в училище мне привили большой интерес к художественно-творческой деятельности, научили понимать искусство и красоту окружающего ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru