Принципы непрерывности, преемственности и диверсификации образования человека и социально-территориальных систем

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Принципы непрерывности, преемственности и диверсификации образования человека и социально-территориальных систем

Страница 6

Типичной проблемой совместного творчества соискателя и научного руководителя является формулирование темы исследования. Иногда соискатель ждет, что тему ему даст научный руководитель. Такой подход далеко не креативный. Тема должна родиться в процессе совместного её осмысления. Принято говорить, что тема должна быть сформулирована так, чтобы она «стреляла». Во что «стреляла»? Естественно, в главную цель исследования. Иначе говоря, в теме необходимо обозначить предмет и основную проблему исследования, которую впоследствии необходимо решить.

Дальнейшее содержание квалификационной работы требует внутренней стройности и логической взаимосвязи всех ее структурных компонентов.

Во введении, как правило, соискатель обосновывает актуальность исследования. Главными аргументами актуальности исследования, помимо других, специфических для каждой работы, являются практическая потребность в решении какой-либо задачи (то есть, задача на практике вообще не решена, или решается несовершенным, морально и технически устаревшим способом ) и необходимость в разработке теоретической основы для решения этой задачи.

Цель и задачи исследования соотносятся между собою как общее и частное. Цель в общем виде определяет, на решение какой проблемы направлено исследование, а задачи ‑ последовательные ступени достижения цели, частные подпроблемы, решение которых должно привести к решению главной проблемы исследования. По образному выражению хабаровской исследовательницы в области педагогики Ю.К.Титаренко, дробление цели на задачи является «декомпозицией» цели, цель и задачи исследования должны представлять собой «дерево целей», в котором «стволом» является генеральная цель, «ветвями» – задачи исследования, а «корнями» ‑ реальная практика и сопряжённые с исследованием методологические и концептуальные идеи.

Для каждой из поставленных задач необходимо найти способы их решения ‑ методы исследования. Правильно поступают те исследователи, которые рассматривают методы исследования по отношению к каждой из поставленных исследовательских задач. Тогда инструментарий исследования с самого начала становится удобным для исследовательской работы.

Особо ответственным для соискателей, их научных руководителей и консультантов является творческий процесс формулирования научного предположения ‑ гипотезы. Как правило, изначальное научное предположение и конечная гипотеза различны, иногда даже противоположны. Тем не менее, в большинстве квалификационных работ авторы дают только один вариант гипотезы и в заключении победно утверждают, что в процессе исследования это научное предположение подтвердилось. Это, мягко говоря, научное лукавство, а для честных исследователей не надо бояться показывать динамику мысли при формулировании гипотезы на разных этапах исследования, а в заключении отражать, какие из них подтвердились, а какие нет и почему. Отрицательные результаты в исследованиях имеют не меньшую научную ценность, чем положительные.

Процесс и результаты решения исследовательских задач отражаются в содержании квалификационной работы, а потому естественно и логично называть главы и параграфы диссертаций сообразно поставленным ранее задачам, а в их содержании показывать, как они решены, к каким выводам соискатель и его научный руководитель пришли.

В заключении, во избежание повторения выводов, сделанных по тексту ранее, отражается главный вывод о том, какого результата достиг исследователь, как этот результат сообразуется с целью, какой результат дал поиск решения поставленных исследовательских задач, какая из научных гипотез оказалась верной, что и как необходимо изменить в существующей практике, что нового внесено в теорию, какие новые научные и практические проблемы выявились в процессе исследования.

Современная модернизация российского образования, инициированная Правительством Российской Федерации, предполагает изменения на всех его ступенях содержания, методов, организационных форм воспитания и обучения, а также управления системой образования.

Модернизация предполагает нововведения, направленные на приведение системы образования в соответствие с современными вызовами общества и глобальными процессами. Нововведения связаны с отрицанием чего-то в сложившейся системе образования и заменой их новыми составляющими. При этом нельзя отрицать то позитивное, что сложилось в предшествующей модернизации системе. Этого требует принцип преемственности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Организация театральных игр в дошкольном учреждении
Дано понятие и выявлена сущность «игры». Рассмотрены психологические особенности развития дошкольников в игре. Выявлены основные группы театральных игр В логопедической практике с дошкольниками широко используется основной вид деятельности ребенка – игра. Это источник его нравственного и умственног ...

Состояние индивидуальной работы с трудновоспитуемыми детьми в условиях детского дома
В процессе предупреждения и преодоления трудновоспитуемости педагогическая диагностика выполняет комплексные функции. Сложный мир современного ребенка, его неповторимость, своеобразие, специфика проявления личностных качеств делают обязательной постоянную педагогическую диагностику, что совершенно ...

Анализ и обработка педагогического контроля над соревновательной и тренировочной деятельностью
Соревнования, в которых участвовали спортсмены, рассматривались, во-первых, как одно из наиболее эффективных средств обучения и совершенствования техники игровых приёмов. Во-вторых, по показателям соревновательной деятельности можно оценить уровень мастерства. Методика контроля соревновательной дея ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru