Принципы непрерывности, преемственности и диверсификации образования человека и социально-территориальных систем

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Принципы непрерывности, преемственности и диверсификации образования человека и социально-территориальных систем

Страница 6

Типичной проблемой совместного творчества соискателя и научного руководителя является формулирование темы исследования. Иногда соискатель ждет, что тему ему даст научный руководитель. Такой подход далеко не креативный. Тема должна родиться в процессе совместного её осмысления. Принято говорить, что тема должна быть сформулирована так, чтобы она «стреляла». Во что «стреляла»? Естественно, в главную цель исследования. Иначе говоря, в теме необходимо обозначить предмет и основную проблему исследования, которую впоследствии необходимо решить.

Дальнейшее содержание квалификационной работы требует внутренней стройности и логической взаимосвязи всех ее структурных компонентов.

Во введении, как правило, соискатель обосновывает актуальность исследования. Главными аргументами актуальности исследования, помимо других, специфических для каждой работы, являются практическая потребность в решении какой-либо задачи (то есть, задача на практике вообще не решена, или решается несовершенным, морально и технически устаревшим способом ) и необходимость в разработке теоретической основы для решения этой задачи.

Цель и задачи исследования соотносятся между собою как общее и частное. Цель в общем виде определяет, на решение какой проблемы направлено исследование, а задачи ‑ последовательные ступени достижения цели, частные подпроблемы, решение которых должно привести к решению главной проблемы исследования. По образному выражению хабаровской исследовательницы в области педагогики Ю.К.Титаренко, дробление цели на задачи является «декомпозицией» цели, цель и задачи исследования должны представлять собой «дерево целей», в котором «стволом» является генеральная цель, «ветвями» – задачи исследования, а «корнями» ‑ реальная практика и сопряжённые с исследованием методологические и концептуальные идеи.

Для каждой из поставленных задач необходимо найти способы их решения ‑ методы исследования. Правильно поступают те исследователи, которые рассматривают методы исследования по отношению к каждой из поставленных исследовательских задач. Тогда инструментарий исследования с самого начала становится удобным для исследовательской работы.

Особо ответственным для соискателей, их научных руководителей и консультантов является творческий процесс формулирования научного предположения ‑ гипотезы. Как правило, изначальное научное предположение и конечная гипотеза различны, иногда даже противоположны. Тем не менее, в большинстве квалификационных работ авторы дают только один вариант гипотезы и в заключении победно утверждают, что в процессе исследования это научное предположение подтвердилось. Это, мягко говоря, научное лукавство, а для честных исследователей не надо бояться показывать динамику мысли при формулировании гипотезы на разных этапах исследования, а в заключении отражать, какие из них подтвердились, а какие нет и почему. Отрицательные результаты в исследованиях имеют не меньшую научную ценность, чем положительные.

Процесс и результаты решения исследовательских задач отражаются в содержании квалификационной работы, а потому естественно и логично называть главы и параграфы диссертаций сообразно поставленным ранее задачам, а в их содержании показывать, как они решены, к каким выводам соискатель и его научный руководитель пришли.

В заключении, во избежание повторения выводов, сделанных по тексту ранее, отражается главный вывод о том, какого результата достиг исследователь, как этот результат сообразуется с целью, какой результат дал поиск решения поставленных исследовательских задач, какая из научных гипотез оказалась верной, что и как необходимо изменить в существующей практике, что нового внесено в теорию, какие новые научные и практические проблемы выявились в процессе исследования.

Современная модернизация российского образования, инициированная Правительством Российской Федерации, предполагает изменения на всех его ступенях содержания, методов, организационных форм воспитания и обучения, а также управления системой образования.

Модернизация предполагает нововведения, направленные на приведение системы образования в соответствие с современными вызовами общества и глобальными процессами. Нововведения связаны с отрицанием чего-то в сложившейся системе образования и заменой их новыми составляющими. При этом нельзя отрицать то позитивное, что сложилось в предшествующей модернизации системе. Этого требует принцип преемственности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Сравнительный анализ особенностей развития фонематического восприятия
Овладение письменной речью непосредственно связано с уровнем развития фонематической стороны речи. Для выявления уровня сформированности фонематического восприятия у младших школьников нами было исследовано умение детьми дифференцировать артикуляторно и аккустически сходные звуки. Анализ полученный ...

Профессиональный портрет социального педагога
Социальные педагоги - специалисты высшей квалификации, люди особой, деликатной профессии. Спектр их деятельности широк и разнообразен. В зависимости от профиля специализации, социальный педагог может работать непосредственно в жилом доме или специализированном учреждении (отделении социальной помощ ...

Особенности развития одаренного ребенка
Каждый одаренный ребенок неповторим, но при всех индивидуальных проявлениях детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Эти проявления легко заметить в познавательной деятельности; поведении одаренного ребенка; его общении со сверстниками, родите ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru