Принципы непрерывности, преемственности и диверсификации образования человека и социально-территориальных систем

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Принципы непрерывности, преемственности и диверсификации образования человека и социально-территориальных систем

Страница 5

Предпосылки для квалифицированного решения проблем модернизации образования в Дальневосточном Федеральном округе имеются. К ним следует отнести достаточно высокий научный потенциал, Дальневосточный региональный учебно-методический центр, Совет ректоров вузов Дальневосточного Федерального округа, учебно-научные и научно-образовательные комплексы на базе вузов и научных учреждений округа.

С завершением профессионального обучения человек меняет ведущий вид деятельности, учение сменяется трудом, однако его образование не заканчивается на этом. Трудясь, человек преобразовывает что-то в окружающем мире или его части, одновременно преобразовывая и себя. Иначе говоря, теперь уже идёт сопряжённое образование и человека, и среды, в которой он живёт и действует. Для человека и окружающей его среды главным образовательным фактором в этот период становится труд индивидуальный и всего сообщества людей, живущих и трудящихся в этой среде. Труд человека продолжает сочетаться с учением, являясь основным для него «учителем», и в то же время человек может иногда отходить от труда и погружаться в учение сообразно своим образовательным запросам и потребностям общества в переподготовке и повышении квалификации работников. Эти потребности удовлетворяются как в процессе самообразования, так и в специально созданной для этого системе дополнительного профессионального образования. Образование в этот период, как отмечают теоретики непрерывного образования, «превращает труд в деятельность «со знанием дела» и тем повышает как его производительную силу (экономическую эффективность), так и человекообразующее, формирующее личность начало».

Образование человека в процессе труда выполняет, по меньшей мере, три взаимосвязанные функции: компенсаторную, адаптивную и развивающую. Компенсаторная функция заключается в том, что человек восполняет недочёты профессиональной подготовки, которые всегда неизбежны, как бы хорошо не был поставлен образовательный процесс в учреждениях профессионального образования и как бы хорошо не учился в них бывший студент. Научить всему, с чем сталкивается человек в профессиональной деятельности, в принципе невозможно, а потому он вынужден «доучиваться» тому, чему не научился в процессе профессиональной подготовки. Адаптивная функция образования способствует приспособлению человека к новым условиям жизни, труда и быта, отличных от тех, в которых он жил и действовал во время получения профессии. Развивающая функция способствует профессиональному совершенствованию, развитию творческого потенциала личности. Со временем компенсаторная и адаптивная функции последипломного образования имеют тенденцию к снижению их значимости для личности, а развивающая никогда не утрачивает своей актуальности и выражается в стремлении человека к усовершенствованию условий, организации, содержания своего труда, изобретательстве и научном поиске решений проблем, возникающих в жизни и процессе труда. В этих поисках человек преобразовывает как себя, так и своё окружение.

Наиболее творческие и квалифицированные специалисты способны решать профессиональные задачи не только на репродуктивном или эвристическом уровнях, но и на креативном. Репродуктивный уровень профессиональной деятельности – это такой уровень, когда специалист способен решать профессиональные задачи, руководствуясь алгоритмами, инструкциями, предписаниями, рекомендациями и образцами деятельности других. Эвристический уровень предполагает способность специалиста самостоятельно решать профессиональные задачи на основе своих знаний, опыта и интуиции. Креативный связан с самостоятельным решением задач в логике и методами научных исследований.

Высший уровень креативности проявляется тогда, когда специалист полностью ставит свой труд на научную основу и пытается его осмыслить на уровне кандидатской и докторской диссертаций в системе послевузовского образования. При этом образование может быть продолжено в аспирантуре и докторантуре, либо путём соискательства при вузах или научных учреждениях

Работа аспирантов, докторантов и соискателей научных степеней имеет особый уровень креативности и осуществляется во взаимодействии с научными руководителями или консультантами из числа специалистов высшей квалификации. Она требует не опеки соискателя со стороны научного руководителя или консультанта, а именно слаженного взаимодействия. Выражается оно во взаимном осмыслении темы, цели, проблемы, гипотезы, задач, методов исследования, структуры квалификационной работы. Здесь важно не назидание научного руководителя, а творческое партнерство. Соискатель не должен бояться обращаться со своими проблемами к научному руководителю, но не рассчитывать, что руководитель их решит за него.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Использование проектной деятельности на уроках технологии
Цели новой образовательной области «Технология» будут достигнуты, если учащиеся будут выполнять проекты, которые включают усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным соотношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деят ...

Деятельность руководителя образовательного учреждения по созданию психологического климата в педагогическом коллективе
Характеристика руководителя как субъекта управленческого труда включает важную составляющую - структуру базовых социальных ролей, которые он обязан выполнять в силу своего статусного положения. Каждая объективно предписанная и ожидаемая роль предполагает наличие у руководителя определенных способно ...

Психолого-педагогическая характеристика экспериментальной группы детей с ОНР
Дети экспериментируемой группы имеют диагноз ОНР II–III уровень. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это форма речевого нарушения, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика. Дошкольники, при ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru