Принципы непрерывности, преемственности и диверсификации образования человека и социально-территориальных систем

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Принципы непрерывности, преемственности и диверсификации образования человека и социально-территориальных систем

Страница 5

Предпосылки для квалифицированного решения проблем модернизации образования в Дальневосточном Федеральном округе имеются. К ним следует отнести достаточно высокий научный потенциал, Дальневосточный региональный учебно-методический центр, Совет ректоров вузов Дальневосточного Федерального округа, учебно-научные и научно-образовательные комплексы на базе вузов и научных учреждений округа.

С завершением профессионального обучения человек меняет ведущий вид деятельности, учение сменяется трудом, однако его образование не заканчивается на этом. Трудясь, человек преобразовывает что-то в окружающем мире или его части, одновременно преобразовывая и себя. Иначе говоря, теперь уже идёт сопряжённое образование и человека, и среды, в которой он живёт и действует. Для человека и окружающей его среды главным образовательным фактором в этот период становится труд индивидуальный и всего сообщества людей, живущих и трудящихся в этой среде. Труд человека продолжает сочетаться с учением, являясь основным для него «учителем», и в то же время человек может иногда отходить от труда и погружаться в учение сообразно своим образовательным запросам и потребностям общества в переподготовке и повышении квалификации работников. Эти потребности удовлетворяются как в процессе самообразования, так и в специально созданной для этого системе дополнительного профессионального образования. Образование в этот период, как отмечают теоретики непрерывного образования, «превращает труд в деятельность «со знанием дела» и тем повышает как его производительную силу (экономическую эффективность), так и человекообразующее, формирующее личность начало».

Образование человека в процессе труда выполняет, по меньшей мере, три взаимосвязанные функции: компенсаторную, адаптивную и развивающую. Компенсаторная функция заключается в том, что человек восполняет недочёты профессиональной подготовки, которые всегда неизбежны, как бы хорошо не был поставлен образовательный процесс в учреждениях профессионального образования и как бы хорошо не учился в них бывший студент. Научить всему, с чем сталкивается человек в профессиональной деятельности, в принципе невозможно, а потому он вынужден «доучиваться» тому, чему не научился в процессе профессиональной подготовки. Адаптивная функция образования способствует приспособлению человека к новым условиям жизни, труда и быта, отличных от тех, в которых он жил и действовал во время получения профессии. Развивающая функция способствует профессиональному совершенствованию, развитию творческого потенциала личности. Со временем компенсаторная и адаптивная функции последипломного образования имеют тенденцию к снижению их значимости для личности, а развивающая никогда не утрачивает своей актуальности и выражается в стремлении человека к усовершенствованию условий, организации, содержания своего труда, изобретательстве и научном поиске решений проблем, возникающих в жизни и процессе труда. В этих поисках человек преобразовывает как себя, так и своё окружение.

Наиболее творческие и квалифицированные специалисты способны решать профессиональные задачи не только на репродуктивном или эвристическом уровнях, но и на креативном. Репродуктивный уровень профессиональной деятельности – это такой уровень, когда специалист способен решать профессиональные задачи, руководствуясь алгоритмами, инструкциями, предписаниями, рекомендациями и образцами деятельности других. Эвристический уровень предполагает способность специалиста самостоятельно решать профессиональные задачи на основе своих знаний, опыта и интуиции. Креативный связан с самостоятельным решением задач в логике и методами научных исследований.

Высший уровень креативности проявляется тогда, когда специалист полностью ставит свой труд на научную основу и пытается его осмыслить на уровне кандидатской и докторской диссертаций в системе послевузовского образования. При этом образование может быть продолжено в аспирантуре и докторантуре, либо путём соискательства при вузах или научных учреждениях

Работа аспирантов, докторантов и соискателей научных степеней имеет особый уровень креативности и осуществляется во взаимодействии с научными руководителями или консультантами из числа специалистов высшей квалификации. Она требует не опеки соискателя со стороны научного руководителя или консультанта, а именно слаженного взаимодействия. Выражается оно во взаимном осмыслении темы, цели, проблемы, гипотезы, задач, методов исследования, структуры квалификационной работы. Здесь важно не назидание научного руководителя, а творческое партнерство. Соискатель не должен бояться обращаться со своими проблемами к научному руководителю, но не рассчитывать, что руководитель их решит за него.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Планы уроков и методические комментарии к обучению задач на построение треугольника по трём элементам
В 7 классе в теме: "Соотношения между сторонами и углами треугольника" рассматриваются построения треугольников по трем заданным элементам с помощью циркуля и линейки. Решаются следующие задачи: Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними. Построение треугольника по стороне ...

Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе
К нетрадиционным здоровьесберегающим технологиям мы относим такие технологии, как фитотерапия, ароматерапия, арт-терапия и др. Рассмотрим их использование в нашей практике более подробно. Ароматерапия Эфирные масла определенных растений используются в ароматерапии, так как способствуют гармонии тел ...

Восприятие как деятельность
Деятельность – это важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Слушая музыкальное произведе ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru