Принципы непрерывности, преемственности и диверсификации образования человека и социально-территориальных систем

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Принципы непрерывности, преемственности и диверсификации образования человека и социально-территориальных систем

Страница 4

В период профессиональной подготовки специалистов зачастую имеет место разрыв между теорией и практикой. Особенно заметен этот разрыв во многих учреждениях высшего профессионального образования, в которых «академичность» обучения не всегда сопряжена с адекватной учебно-производственной практикой, не всегда между теоретическим обучением и практикой выстраивается необходимый «дидактический мост», по которому студент мог бы подняться от теории к многообразной профессиональной практике. Звеньями такого «моста» могли бы служить упражнения по анализу и моделированию практических ситуаций, практикумы, деловые игры, учебно-производственная практика, непрерывное дипломное проектирование, послевузовская стажировка молодых специалистов. В период стажировки вуз участвует в продолжении образования своих выпускников в роли контролёра за стажировкой и методического руководителя и по отношению к выпускникам-стажерам, и по отношению к их наставникам и руководителям предприятий и учреждений, организующих стажировку. Начавшая развиваться в России в 70-80 гг. ХХ столетия организация стажировки выпускников учреждений профессионального образования в настоящее время прекратилась, что отрицательно сказывается на качестве профессиональной подготовки специалистов и их «вхождении» в профессию в первые годы после получения дипломов.

Модернизация профессионального образования видится в его приведении к идее контекстного обучения, разработанной доктором психологии А.А. Вербицким. Суть такого обучения заключается в том, что оно по своему содержанию, методам и организационным формам осуществляется в контексте с квалификационными требованиями к будущей профессиональной деятельности.

Подобная модель обучения в педагогическом вузе была разработана и апробирована нами. В основу этой модели положена идея «восхождения от теории к практике» в профессиональной подготовке будущих педагогов, которая может быть экстраполирована и на другие профессии. Суть такого «восхождения» заключается в том, что студенты, усвоившие некоторую совокупность профессионально значимых теоретических знаний, сначала овладевают на практических занятиях умениями использовать эти знания для описания и анализа реальных профессиональных ситуаций. Затем – для моделирования решений профессиональных задач. Следующий шаг в обучении – реализация смоделированных решений в деловых (педагогических) играх. Далее – в курсовых и дипломных работах, в учебной педагогической практике, во время послевузовской стажировки и, наконец, в реальной педагогической (производственной) практике.

Рис. 4. Схема «восхождения» от теоретических знаний к реальной практике

ТЗ – теоретические знания; РП – реальная практика;

1 – этап описания и анализа профессиональных ситуаций;

2 – этап моделирования профессиональных ситуаций;

3 ‑ этап профессиональных деловых игр;

4 – этап решения профессиональных задач в курсовых работах;

5 ‑ этап решения профессиональных задач в дипломных работах;

6 – учебная производственная практика;

7 – стажировка молодого специалиста.

Модернизация профессионального образования в части сочетания теоретического и практического обучения – вопрос актуальный, который не случайно был вынесен на всероссийский совещание-семинар на базе Московского государственного строительного университета 28-29 марта 2002 года. На этом совещании сформулированы основные рекомендации по решению данной проблемы, адресованные самим учреждениям профессионального образования, учебно-методическим объединениям вузов, Минобразованию РФ и органам управления образованием субъектов Российской Федерации. Наиболее значимыми в этом отношении являются рекомендации: «развивать опыт непрерывной практической подготовки, накопленный образовательными учреждениями профессионального обучения в рамках становления университетских комплексов; при дальнейшем совершенствовании ГОС ВПО по каждой специальности и направлению предусмотреть разработку требований к проектированию практической подготовки выпускника на основе обобщённых примеров формирования таких требований и с целью использования в образовательных программах вузов».

Таким образом, модернизация современного образования с позиций принципов преемственности и непрерывности предполагает заимствование в новой системе образования лучших достижений прошлого и последовательный переход из предыдущей ступени образования на более высокую с достаточной для этого подготовленностью. Эти принципы и необходимо положить в основу модернизации, как всего российского образования, так и региональных образовательных систем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Роль устной речи в жизнедеятельности человека
Рассматривая выразительность речи, мы не можем не разобраться в том - а что же такое устная речь вообще. Говоря о речи, мы будем иметь в виду речевую деятельность. С точки зрения психологии (А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский) речь рассматривается, как 3 совокупных акта: говорение, восприятие и понимани ...

Отношения между братьями и сестрами
Семья с одним ребенком была раньше исключением, сегодня таких семей очень много. В некотором роде одного ребенка воспитывать легче, родители могут уделить ему больше времени и сил; ребенку также не приходится с кем-то делить любовь родителей, у него не возникает повода для ревности. Но, с другой ст ...

Структурные компоненты педагогической системы
Анализ практики и специальных исследований показывает, что коллектив педагогов может эффективно осуществлять достижение целей не только при условии расширения его функций, но и при их обоснованной дифференциации и координации деятельности. Так возникает проблема уровней управляющей системы. Структу ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru