Принципы непрерывности, преемственности и диверсификации образования человека и социально-территориальных систем

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Принципы непрерывности, преемственности и диверсификации образования человека и социально-территориальных систем

Страница 3

Главной проблемой современного дошкольного образования, требующей первоочередного решения при модернизации, является обеспечение его доступности для всех слоёв населения путём установления дифференцированной родительской платы вплоть до полного освобождения от неё безработных и семей с доходами ниже прожиточного минимума. Если следовать принципу преемственности, необходимо восстановить охват детей дошкольного возраста всеми формами дошкольного образования хотя бы на уровне, который был в России в её советский период.

Основное финансирование государственной системы дошкольного образования необходимо осуществлять из бюджетов всех уровней. Одновременно необходимо стимулировать со стороны государства развитие сети негосударственных образовательных учреждений путём установления их учредителям налоговых льгот, выделения долгосрочных кредитов для создания такого рода учреждений. Как дополнительные организационные формы дошкольного образования могут быть группы дошкольного воспитания в семьях, при общеобразовательных школах, при учреждениях культуры и других учреждениях. Во всяком случае, современная система дошкольного образования – это не только то, что сложилось в советский период. С учётом развития рынка образовательных услуг она может включать в себя различные организационно-правовые формы дошкольного образования.

Целью системы общего образования, по сравнению с дошкольным, является более широкая ориентация учащихся в окружающем Мире и осознание себя в нём. В начальной школе ребёнок должен овладеть общеучебными умениями и навыками, в основной – усвоить основы наиболее значимых наук, в средней (полной) – самоопределиться в выборе жизненных приоритетов и профессии. К окончанию школы каждый выпускник должен научиться самообразованию, которое так необходимо в системе профессионального образования и дальнейшей жизни.

В период допрофессионального общего образования школьников важно, чтобы при обучении основам наук и во внеклассной работе они овладели умением учиться, сориентировались в окружении регионального и глобального масштабов, в мире профессий и чтобы у них сформировалось осознанное отношение к той или иной профессии вплоть до профессионального выбора. Последнюю задачу необходимо решать как при содействии родителей и школьных учителей, так и преподавателей учреждений профессионального образования, которые по отношению к общеобразовательным школам выступает как центры пропаганды соответствующих профессий и как научно-методические центры для школьных коллективов в проведении профориентационной работы.

Модернизация общего образования требует поиска новых, более эффективных путей достижения целей этой ступени образования. Таковыми являются наиболее полное использование возможностей классно-урочной системы образования, а также выход за её пределы, помня о том, что не менее эффективным учителем является сама жизнь и вся окружающая действительность: природа, производственная, художественная, культурная, социальная, научная среда, спорт, средства массовой информации и другие факторы. Задел на пути к такой модернизации уже имеется в виде школьных научных обществ, союзов школ с вузами и научными учреждениями, детских студий и секторов при учреждениях культуры, учреждений дополнительного образования для детей и т.д.

Вновь становится актуальной проблема детских общественных объединений. Исходя из принципа преемственности, вновь возникающие объединения такого рода могут позаимствовать очень много полезного от октябрятских, пионерских и комсомольских организаций советского периода.

Общеобразовательные школы являются «питательной средой» для системы профессионального образования. Основная образовательная цель последней – овладение учащимися и студентами основами профессиональной деятельности. Эти основы включают в себя, по меньшей мере, две составляющих: «знаниевую» и практическую. Специалист любой профессии должен иметь хотя бы минимум необходимых для осмысления профессиональной деятельности знаний и владеть первичными для её выполнения умениями. Если первой составляющей обучающиеся овладевают в процессе теоретического обучения, то второй – в учебной практике, сопряжённой с профессией.

На этапе профессионального образования не прекращается и общее образование, оно сопряжено с профессиональным и является его частью, ибо без него не может быть полноценного развития личности, что важно для любой профессии. В профессиональном образовании образ личности приобретает качественную новизну – профессиональную индентификацию. Однако не надо думать, что учреждения профессионального образования сполна решают задачу подготовки специалистов. На этом этапе учащиеся овладевают только основами профессии – необходимой совокупностью профессиональных знаний и первоначальных, самых необходимых в профессиональной деятельности, умений. В становлении настоящего профессионала решающее значение имеет профессиональная деятельность, а в учреждении профессионального образования ведущим видом деятельности является учение, которое по своему содержанию не идентично профессиональному труду. На этот счёт выдающийся педагог XX столетия А.С. Макаренко писал относительно профессий инженера и учителя так: «Ведь никакой институт не выпускает инженера, он даёт только звание инженера, а настоящим инженером человек делается через 3-4 года работы на заводе, когда как следует поработает в хорошем заводском коллективе. Точно так же настоящим учителем-воспитателем можно стать после работы в хорошем педагогическом коллективе через несколько лет».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Восприятие музыки как основа формирования у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке
Изучение музыки в школе как вида искусства направлено на достижение следующих целей: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ...

Методика работы с неравенствами в системе "Школа – 2100", по программе Петерсон Л.Г
Знакомство с понятиями «столько же», «больше», «меньше» основывается на практике детей из повседневной жизни, и дети безошибочно используют эти понятия для сравнения совокупностей предметов с числом элементов, не превышающим 5. Переход к большим числам, зрительно воспринимаемым как «много», требует ...

Педагогическая концепция
И.Г. Песталоцци – педагог-практик. Он разработал общие основы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широку ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru