Принципы непрерывности, преемственности и диверсификации образования человека и социально-территориальных систем

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Принципы непрерывности, преемственности и диверсификации образования человека и социально-территориальных систем

Страница 2

Если непрерывное образование – это «стадийный и целостный в своих элементах процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение её духовного мира», то принцип преемственности в эволюции утверждает, что «новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы».

Дополнительные возможности для понимания преемственности в образовании предоставляет возникшая совсем недавно в научном мировоззрении теория фрактального развития, согласно которой структуры той или иной системы, состоящие из частей, в чём-то подобны структуре системы в целом. На этом основании теория фракталов утверждает, что «потомство всегда является фракталом предков». Человек и социально-территориальные системы в их непрерывном образовании изменяются, но остаются в чём-то подобными самим себе.

В процессуальном плане непрерывность образования представляется непрекращающемся во времени процессом. То есть, изменение образа личности, общества и социально-территориальной системы не имеет остановок и временных перерывов. В то же время непрерывность образования имеет и дискретный характер, выражающийся в том, что за какие-то интервалы времени изменяющаяся система способна совершать качественные скачки, обусловленные количественными накоплениями. Дошкольник по своему личностному образу отличается от школьника-подростка, подросток – от юноши, юноша – от взрослого. В науках о человеке не прекращаются попытки возрастной классификации процесса развития человека. Процесс социально-территориальных изменений также может рассматриваться поэтапно по тем или иным основаниям классификации. В глобальном плане такими основаниями являются либо классовый, либо формационный, либо цивилизационный и иные подходы. Для каждой локальной социально-территориальной системы также могут быть использованы различные подходы для классификации этапов её непрерывного образования.

В социальных образовательных институтах принято разделять образование на общее и профессиональное, а также на ступени дошкольного; начального, основного и среднего (полного) общего; начального, среднего и высшего профессионального; последипломного дополнительного образования. Иначе говоря, непрерывное образование складывается из дискретных его этапов. На каждом из этапов имеют место различные сочетания видов деятельности, которые психологи условно подразделяют на игру, учение и труд. При этом на разных возрастных этапах личностного развития какие-либо из перечисленных видов деятельности играют роль ведущих. Так на этапе дошкольного образования ведущим видом деятельности принято считать игру, на всех этапах общего и профессионального образования – учение, а после приобретения профессии – трудовую деятельность. Не трудно видеть, что такое деление видов деятельности на ведущие и не ведущие весьма условно. Кому не известно, что трудиться любят и дошкольники, а взрослые часто играют в различные игры (сюжетные, ролевые, деловые, военные и др.). Тем не менее, подобная классификация видов деятельности имеет существенное значение для выбора целей, содержания, методов и организационных форм на разных этапах образования человека как личности и индивидуальности.

Непрерывность предполагает единство и преемственность дошкольного, допрофессионального общего, профессионального и последующего дополнительного и послевузовского образования.

Принцип преемственности отражает то, что на каждой предыдущей ступени образования создаются предпосылки для успешного его продолжения на последующей. С этой точки зрения, необходима, прежде всего, преемственность целей каждой ступени образования: дошкольного, общего, профессионального. В последнем, в свою очередь, требуется преемственность целей начального, среднего, высшего, дополнительного последипломного и послевузовского образования.

Как известно, цели образования – «предвосхищаемые в мышлении результаты участия человека (населения) в различного рода образовательных программах».

Образование дошкольников происходит в семье, ближайшем предметном, природном мире и социальном окружении. Значительное влияние на обретение ребёнком «образа своего Я» оказывают его подражательные действия и игра. Для квалифицированного педагогического руководства развитием детей в этот период параллельно с институтами семьи создаются учреждения дошкольного образования.

Участие ребёнка в программах дошкольного образования имеет своей целью начальное развития его природного потенциала, первичную ориентацию в окружающем мире, овладение доступными его возрасту навыками самообслуживания и обобщёнными умениями для продолжения образования в начальной общеобразовательной школе. Существующие для дошкольных учреждений варианты образовательных программ вполне ориентированы на достижение вышеуказанной цели и вряд ли нуждаются в какой-либо модернизации. В модернизации нуждается не столько содержание дошкольного образования, сколько его методы, подготовка педагогических кадров для этой системы и система её финансирования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Формирование устной речи слышащих детей и детей с нарушенным слухом
Формирование фонетической стороны устной речи у слышащего ребенка обеспечивается деятельностью слухового и речедвигательного анализаторов при некотором участии зрительного. В условиях нормального развития слуху принадлежит основная роль в восприятии чужой речи, служащей образцом, к которому стремит ...

Изучение уровня мышления студентов
«Мышление – высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление ...

Диагностика межличностных отношений в детском коллективе, направленное на выявление лидеров и изучение их личностных качеств
Исследовательская часть курсовой работы проводилась на базе Детского дома творчества в г. Нижняя Тавда, директор – Легоставеа И.А. Исследование проводилось среди подростков 13-15 летнего возраста. Основные задачи эксперимента: 1. Выявить лидера детского коллектива, проявляющегося в практической дея ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru