Принципы непрерывности, преемственности и диверсификации образования человека и социально-территориальных систем

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Принципы непрерывности, преемственности и диверсификации образования человека и социально-территориальных систем

Страница 1

«Всё течёт, всё изменяется» – истина древняя, как Мир. Во всяком случае, она сформулирована уже тогда, когда человек стал осмысливать наблюдаемые вокруг себя явления. Эта истина подчёркивает, что всё сущее не прекращает изменения своего образа, и в этом заключается суть непрерывного образования. Такого рода изменения присущи и Природе, и человеку, являющемуся её частью. Они происходят и в глобальных масштабах, и локально. Причём, непрерывные локальные изменения неизбежно связаны с системными изменениями и наоборот. В социально-территориальных системах изменения социальной составляющей сопряжены с изменениями образа территории, на которой существует и действует тот или иной социум, а изменения образа территории с неизбежностью отражаются и на образе живущих на ней людей и социума. Уровень образованности общества и людей в нём находит своё отражение во «вторичной природе», создаваемой людьми путём преобразования «первичной», а далее преобразованная природа влияет на последующее образование конкретных людей и общества в целом.

Теория непрерывного образования до сих пор развивалась преимущественно в рамках педагогической науки и имеет отношение к государственно-общественным институтам образования, к школе в широком её понимании. Теоретики непрерывного образования под школой понимают «всю вертикальную структуру учебных заведений, формирующих деятельностные способности человека и обогащающих его духовный мир».

Непрерывное образование как научная идея изначально зарождалась относительно образования взрослых в их так называемый «последипломный» период жизни и трудовой деятельности. Имелось ввиду, что полученные в процессе профессиональной подготовки знания с течением времени устаревают и в процессе дальнейшей жизни и труда человек нуждается в их пополнении и обновлении. Такое положение дел обосновывалось необходимостью успевать за научно-техническим прогрессом в соответствии «законом изменения труда». Исходя из этого, осуществлялись многочисленные научные разработки, касающиеся приведения различных институтов последипломного образования в соответствие с изменением труда и достижениями научно-технического прогресса. Назовём такой подход к решению проблемы непрерывного образования институциональным. Со временем смысл непрерывного образования трансформировался в идею «образования через всю жизнь». Это в большей мере соответствует онтологическому пониманию непрерывного образования человека. Действительно, человек в течение всей своей жизни изменяет «образ своего Я» сообразно собственным природным задаткам и вследствие взаимодействия с окружающей его средой. То есть, образование личности от момента её зачатия, рождения и всю последующую жизнь непрерывно по своей природе. Даже если человек не включён в специально созданные образовательные институты, он все равно образуется, и подтверждением тому являются теперь уже немногочисленные примеры прижизненного обретения «своего Я» людьми, которые ни дня не посещали ни детского сада, ни школы, ни учреждений дополнительного образования. Для большинства из них основными «образовательными институтами» являлись семья, окружающая социальная и природная действительность, их собственное взаимодействие с ними. Ясное дело, что создаваемые обществом и государством дополнительно к перечисленным образовательные институты и включение в них своих сограждан позволяет процесс их образования сделать более целенаправленным и интенсивным, решать проблемы удовлетворения не только личных, но и государственно-общественных запросов в образовании.

Переход от индустриального общества к информационному, прогресс в области новых информационных технологий потребовал изменения содержания общего и профессионального образования, овладения обучающимися компьютерной техникой. В этой связи все образовательные институты стали оснащаться соответствующей техникой, в их учебные планы стали включаться основы информатики и ЭВТ, стали разрабатываться новые методы обучения и воспитания. Наступил качественно новый этап в эволюции образования. К примеру, накопление научных знаний в области пограничной проводимости материалов, изобретение чипов и новых возможностей передачи, сохранения и воспроизведения информации привело к существенным изменениям методов и технологии обучения.

Есть смысл рассматривать непрерывность образования в содержательном и процессуальном планах. В содержательном плане непрерывное образование заключается в том, что в каждом последующем состоянии личность и индивидуальность, социально-территориальная или иная система включает в себя нечто от предыдущего её состояния. В этом смысле слова непрерывность сопряжена с преемственностью. Преемственность – закон развития, утверждающий, что в каждую последующую фазу состояния системы включаются какие-то элементы, чаще всего наиболее существенные, от предыдущего её состояния. Это могут быть структура, но с новым её наполнением, или какие-то наполняющие систему в прошлом и настоящем её состоянии составляющие и т.п. Скажем, при развитии человека сохраняются его наследственные задатки, тип нервной системы и др. В социально-территориальных системах могут сохраняться их географические границы, ландшафтные характеристики, ранее возникшие поселения и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Виды проектов
Содержательная специфика проекта определяется по доминирующей в проекте деятельности учащихся. Исследовательские проекты. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначения задач исследован ...

Психологические особенности организации взаимодействия младших школьников
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить и ...

Педагоги тоже учатся
Работа по изучению карельских традиций органично вошла в жизнь школы, в систему учебно-воспитательной работы, но она требует соответствующей подготовки педагогов. Важным направлением повышения квалификации и самообразования для нас является изучение народных представлений о воспитании и искусстве в ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru