О взаимосвязи образования в онтологическом и социально-педагогическом смысле слова

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » О взаимосвязи образования в онтологическом и социально-педагогическом смысле слова

Страница 4

Осознание значительной частью людей решающей роли образования в судьбах Мира обусловило возникновение на планете общественного движения «Образование ради жизни». Один из активных деятелей этого движения Т.Ф. Акбашев так определяет путь саморазвития социально-территориальных систем в будущем: «Всему своё время … Экономическая цивилизация должна была расцвести и дойти до края пропасти, ею же порождённой, для того, чтобы однажды «все разом» проснулись от летаргического сна, навеянного паразитами сознания. Проснулись для того, чтобы одновременно обнаружить и пропасть, которая развезлась перед человечеством, и Путь развития цивилизации, основанной на законах системы такого масштаба, внутри которой экономические законы становятся частными, не основными, не определяющими развитие человека и народов». По Т.Ф. Акбашеву, не деньги и вещи будут определять будущее человечества, а наука, культура, духовность и образование.

Достаточно крупные учёные уже сегодня достаточно убедительно аргументируют возможности образования в решении насущных национальных проблем и проблем всего человечества. К примеру, в условиях всё ещё продолжающегося на Земле противостояния различных государств российские учёные считают образование решающим фактором национальной безопасности России .

Есть ли в современном мире предпосылки, обнадёживающие современников в том, что образование может определять жизнь людей на планете? Есть. Примером тому могут служить «пайдейя-полисы», «пайдейя-регионы» ‑ города образования и территории образования.

Попытки проектирования развития территории через социальное образование и культуру были предприняты и на Дальнем Востоке России. Так ещё в 1995 году группа учёных в Хабаровском крае разработала оригинальный проект «Пайдейя-регио-Хабаровск» (от греч. paideja – образование), который, к сожалению, не был принят, а во многом и не понят теми, от кого зависела его реализация. Видимо, время таких проектов ещё не наступило.

Тем не менее, мысль о приоритетности образования в социальном смысле слова сформулирована, что даёт надежду на то, что рано или поздно она будет реализована. Действующие же работники сферы образования уже сейчас в большинстве своём убеждены в том, что они работают на будущее, и это помогает им поддерживать дух устойчиво положительного отношения к своей профессии, труд в рамках которой оплачивается далеко не соразмерно его социальной значимости.

Возможно ли на уровне отдельного региона, скажем, в пределах одного федерального округа, воплотить идею о ведущей роли социального образования в обеспечении устойчивости и устойчивого развития его как социально-территориальной системы, когда во всём мире это не так и, по определению ЮНЕСКО, образование переживает кризис своей несостоятельности в преодолении глобальных проблем? Очевидно, нет, так как регион существенно зависим от позиции федерального центра, в том числе и в образовательной политике. Для выполнения преобразующей роли образования в масштабе региона нужна политическая воля общегосударственного уровня, нужна соответствующая идеология. В то же время, системы образования и культурный потенциал населения в регионах способны в этом отношении делать больше, чем они делают сейчас. Для этого им необходимо полнее использовать данные Законом «Об образовании» права об установлении на своих территориях национально-регионального компонента образования, соответствующего ему содержания, конструктивно воплощать принцип единого культурно-образовательного пространства. Существенные возможности открывают развивающиеся в регионах компьютерные сети и соответствующие информационные технологии.

Есть и положительные примеры активизации образовательного ресурса для развития региона с использованием современных информационных технологий. Например, в Республике Саха (Якутия) приоритет науки, культуры и образования – не только декларация, но и реальная государственная политика, а Якутский государственный университет имени М.К. Амосова – головное образовательное учреждение по развитию культуры и образования нации. Для реализации такой политики во многом способствует созданный по инициативе первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева «Фонд будущих поколений», за счёт которого развивается национальный университет, наука, а несколько тысяч студентов и аспирантов обучаются в самых престижных университетах России и всего мира. Выступая в октябре 1999 года на республиканском совещании, посвящённом 65-летию высшей школы Республики Саха (Якутия), М.Е. Николаев чётко сформулировал три взаимосвязанных задачи: в сфере экономики «добиться налаживания и увеличения выпуска конкурентноспособной продукции, причём в большем объёме экспортно-ориентированной, серьёзно взяться за создание перерабатывающих производств, создание внутреннего рынка товаров, рынка услуг, рынка труда»; в социальной сфере – «утверждение здорового образа жизни»; в сфере образования ‑ «превратить образование в мощную созидательную силу, способную вывести республику в ряд развитых регионов России с более высоким качеством жизни населения». При этом решение третьей задачи Президент связывал с «решающим влиянием на реализацию первых двух экономических и социальных задач» . Позиция Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева относительно роли образования представляется уникальной на фоне господства экономико-центрического мышления других государственных лидеров.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Требования к художественным произведениям для детей дошкольного возраста
Анализ научной литературы показал, что существуют общие принципы отбора произведений устного народного творчества для дошкольников. Подбор фольклорных произведений во многом зависит от решения воспитательных задач. Можно выделить объективные и субъективные принципы подбора произведений устного наро ...

Система воспитательной работы в школе
В процессе развития общества сложилось и развивается большое разнообразие отношений, которые определяют умонастроение, деятельность и поведение личности и выступают в качестве важнейших компонентов ее всестороннего формирования. Эти отношения можно расчленить на следующие группы. Первую группу сост ...

Анализ различных теорий игры и ее значение для психического развития дошкольников
Проблема игры является одной из фундаментальных проблем наук Изучению ее различных аспектов посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Игра стала также предметом исследования философов, культурологов, к ней обращались социологи и педагоги, экономисты и мат ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru