О взаимосвязи образования в онтологическом и социально-педагогическом смысле слова

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » О взаимосвязи образования в онтологическом и социально-педагогическом смысле слова

Страница 3

Примером организации решающего влияния социального образования на укрепление соответствующей идеологии в обществе может служить и коммунистическая педагогика. Оценивая её успехи, известный современный психолог А.Г.Асмолов в «Психоаналитических заметках чиновника» пишет: «Детские книги, буквари, учебники в обществе безвыборного массового образования доставали каждого ребёнка от Москвы до самых до окраин, щедро снабжая его ответами на незаданные вопросы. И после этого кто-то осмеливается пренебрежительно упрекнуть коммунистическую педагогику в неэффективности?

Наивные люди. В деле выплавки сознания эта педагогика – подлинно впереди планеты всей: догнала и … перегнала и США, и Францию. Вот уж действительно не ценим то, чем владеем. О сопромате всепроникающей коммунистической педагогики ещё не раз вспомнят наши подвижники экономических и социальных реформ…

Политическая слепота самых различных партий, напоминающих спринтеров с коротким дыханием, поистине не знает границ. Как можно не понимать, что образование, сознание определяют всё наше бытие, кроят наши души?».

Из приведённых выше воззрений на образование можно сделать вывод о том, что своей способностью и силой «воздействия на психику поколений» оно может достигать различных результатов. По этому поводу Дж. Каунтс справедливо утверждал, что «мы должны отбросить наивную веру в то, что школа автоматически освобождает ум и служит делу человеческого прогресса. Фактически мы знаем, что она может служить любому делу. Она может служить тирании точно так же, как свободе, невежеству точно так же, как просвещению, лжи так же, как истине. Если мы хотим, чтобы она служила делу человеческой свободы, она должна специально проектироваться под эту цель».

Для того, чтобы образование смогло повлиять на устойчивое развитие человечества в будущем, оно должно стать другим, оно должно сосредоточить в себе те высшие нравственные принципы, которые выработаны в течение всей истории существования человечества и традициями народов, мировыми религиями, наукой, словом, всей культурой. «Лепестки» высших духовных достижений человечества, соединённые в один цветок, и образуют «Розу Мира», по Д.Л. Андрееву, и составляют «нравственный императив», по Н.Н.Моисееву.

Чтобы осмыслить и воплотить «нравственный императив» образования, требуется понимание его сущности не только как социального института, а как способа обретения системами различных масштабов новых, по сравнению с предшествующими, образов. При этом образовательные институты должны играть приоритетную роль. Понимают ли это люди? И да, и нет. Да потому, что в Законе Российской Федерации «Об образовании» эту сферу провозгласили приоритетной. Да потому, что и Национальная доктрина образования Российской Федерации предусматривает восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики. Нет потому, что дальше декларации приоритетности образования дело пока не пошло. Слишком прочно в сознании многих людей, в том числе и уполномоченных принимать судьбоносные решения, закрепилось экономико-центрическое мышление, базирующееся на признании приоритета производства в развитии цивилизации. Но именно такое мировоззрение приводит человечество к глобальным кризисам. Изобретя производство, человечество в своё время спасло себя от самоуничтожения, но одновременно заготовило на будущее погибель для себя. Это уже стало сегодня осознаваться, о чём свидетельствует общеизвестный факт, что на международной конференции в Рио-де-Жанейро в начале 90-х гг. прошлого века был сформулирован принцип планирования производства не только и не столько с позиций потребностей ныне живущих, сколько с позиций потребностей будущих поколений. Конференция определила устойчивое развитие человечества как такое, при котором удовлетворяются потребности ныне живущих на Земле людей без лишения такого права будущих поколений. В соответствии с таким правилом участники конференции сформулировали принцип разумной достаточности в потреблении. Ясное дело, что для овладения этим принципом на уровне убеждения личности, для утверждения его в культуре людей первейшая роль принадлежит социальному образованию.

Духовные принципы, зародившиеся в своё время как своеобразные «правила игры» во взаимодействии человека с человеком и окружающим миром, содействовали спасению человечества от самоуничтожения. Поэтому, по мнению Н.Н. Моисеева, вытекающий из «экологического императива» «нравственный императив» ‑ зарождающийся новый путь дальнейшего развития человечества. И роль образования на этом пути решающая.

Пафосом решающей роли образования на пути дальнейшего переустройства Мира проникнута опубликованная буквально в наши дни статья А.Г. Асмолова и А.М. Кондакова в журнале «Педагогика». Авторы утверждают, что для выполнения преобразующей миссии само образование должно стать иным, по сравнению со сложившимся к настоящему времени и дошедшим до своего кризиса. А именно, оно должно перейти в своих целях «от культуры полезности» к «культуре достоинства», быть вариативным, использовать современные средства, в том числе и новые информационные технологии для его получения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Научить метанию малого мяча со «скрестного» шага
В технике движений метателей существует много тончайших нюансов: в его разбеге, последних шагах и всех фазах согласования движений ног, туловища и рук. Техника метания малого мяча такая же как и в технике метания гранаты (копья), отличается лишь способом держания снарядов. Метание мяча делится на ф ...

Отношение семейного воспитания и православной школы
Новизна и необыкновенность православной школы в том, что эта школа – церковная, то есть имеющая в своем основании те принципы, которые заложены в жизнь самой Церкви, а конкретно – в жизнь прихода. Поэтому та школа, которая выросла из прихода, существует, органично входя в жизнь прихода, а та, котор ...

Решение задач на построение методом подобия
При решении многих задач на построение применяется метод подобия, суть которого заключается в следующем: сначала строится фигура подобная данной, затем эта фигура увеличивается (уменьшается) в нужном отношении (т.е. строится подобная фигура), удовлетворяющая условию задачи. Процесс обучения примене ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru