Образование как социально-педагогическое явление

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Образование как социально-педагогическое явление

С точки зрения социально-педагогической, смысл образования заключается в изменении образов не только индивидов, но и социальных групп, которые также могут являться и чаще всего являются субъектами образования. Назовём систему в этом смысле слова социальным образованием.

В социальном образовании имеет место, прежде всего, физическое и духовное изменение взаимодействующих в них субъектов (воспитанников и воспитателей, учащихся и учителей, преподавателей и студентов, родителей воспитанников и учащихся), но в то же время изменяются структуры и межличностные отношения в социальных группах. Иначе говоря, целями и результатами социального образования могут быть предполагаемые и достигаемые индивидуальные, личностные изменения и изменения межличностных отношений.

Известно, что педагоги ставят своей целью развитие коллективистических отношений в социальной группе. Не всякое сообщество или объединение людей, собранных вместе, можно называть коллективом. Чтобы быть коллективом, сообщество должно отвечать ряду признаков. Эти признаки наиболее полно сформулированы А.С. Макаренко. «Коллектив, ‑ отмечал он, ‑ это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».

Обобщая в целом опыт и учение А.С. Макаренко о коллективе, можно выделить следующие существенные признаки коллектива:

наличие у сообщества общественно значимой цели;

совместная в соответствии с этой целью деятельность;

наличие в сообществе органов самоуправления, высшим из которых является общий сбор или собрание;

участливое отношение друг к другу членов сообщества;

преобладание эмоционально мажорного тона в настроениях членов сообщества.

Все эти качества сообщества приобретаются и развиваются не иначе как в процессе социально-педагогического образования, в специально организованном для этого коллективном опыте.

Естественно, что личностные, индивидуальные и коллективистические изменения не могут не влиять на состояние и тенденции в изменении всего общественного и природного окружения, в котором действуют субъекты социального образования. По этому поводу современный специалист в области синергетики социальных процессов А.П. Назаретян отмечает, что в цивилизационном движении человечества «в одних эпохах люди создают институты, в других – институты создают людей». Основными образовательными институтами в современной системе образования являются семья, общественные организации и учреждения образования различных видов, типов и организационно-правовых форм. Перечень таких учреждений приведён в Законе Российской Федерации «Об образовании».

Таким образом, социально-педагогическое образование является составной частью образования в широком смысле слова, оно связано с изменениями образов личностей и социумов, но в то же время не остаётся нейтральным по отношению к социально-территориальному образованию.

Материалы о воспитании и обучении:

Великие педагоги прошлых эпох о воспитании
Проблемы воспитания волновали умы многих известных ученых и общественных деятелей в прошлом. Большое значение вопросам воспитания ребенка уделяли В.Г.Белинский, И.И.Бецкий, А.И.Герцен, Дени Дидро, Джон Локк, М.В.Ломоносов, В.Ф.Одоевский, Роберт Оуэн, И.Г.Песталоцци, А.Н.Радищев, Жан Жак Руссо и дру ...

Пути и средства формирования познавательной способности старшекласников в процессе изучения истории таджикского народа
Одна из самих актуальных проблем, стоящих ныне перед школьной педагогикой, является определение путей и средства формирования познавательной способности старшеклассников в учебном процессе. Но эти пути и средства в учебном процессе разнообразные. Поэтому первоначальная задача каждого учителя истори ...

Модель личности россиянина-дальневосточника
Развитие организма и психики (тела и души) россиянина-дальневосточника в образовании зависит не только от целенаправленного воспитания и обучения, но и от особенностей ландшафта, природного окружения, климата, геополитического положения, социума, демографической ситуации, культуры, истории развития ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru