Сущность образования с онтологической точки зрения

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Сущность образования с онтологической точки зрения

Страница 3

«Под полипарадигмальностью образования, ‑ пишет исследовательница из Тюмени И.Г. Фомичева, ‑ мы понимаем допустимость существования нескольких методологических систем, в рамках которых выстраиваются целостные, законченные модели формирования личности и образовательного процесса, выраженного в форме педагогических теорий, технологий, систем обучения и воспитания». С этой точки зрения необходимо признать паритетность различных подходов к пониманию сущности образования и образовательных парадигм, а также тот факт, что все они, взятые вместе, способны создать и реализовать эффективную модель образования вообще и личности в частности.

С точки зрения личностно-ориентированного подхода образовательная система строится так, что системообразующим фактором в ней является сама личность со всей ее экзистенцией. Другие структурные составляющие этой системы – природные, социальные, культурные – рассматриваются как организованные педагогической деятельностью факторы, способствующие взаимодействию личности с ними и раскрытию всего её потенциала.

Образовательные системы, создаваемые на основе социоцентристского подхода, в качестве системообразующего фактора рассматривают субъектов этих систем в качестве единиц общества. Считается, что «человек по природе своей общественное существо» и что «только в обществе может развить свою истинную природу…» как носитель «коллективного бессознательного». В этом случае педагогическая деятельность направлена на организацию взаимодействия личности с социальными группами, на развитие коллективных отношений и вхождение человека в общество – его социализацию.

Культуроцентристские образовательные системы основаны на центрации в них культуры как продукта творений ума, души и рук человеческих (вторичной материальной и духовной природы) и направлена на интериоризацию субъектами образования основных культурных ценностей человечества. Образовательные системы в таком случае представляют собой механизм «социодинамики культуры» .

Природоцентристские образовательные системы рассматривают Природу и человека как её часть в качестве системообразующего фактора. Такие системы рассчитаны на максимальную актуализацию природы субъектов образовательной системы и их природного окружения как главных факторов образования личности и всего, что вокруг нее. В педагогике это нашло отражение в принципе природосообразности.

Наряду с названными парадигмами образовательных систем имеют место и теологические (основанные «на объективно-идеалистическом понимании человека как продукта божественного творения, инобытия абсолютного духа» [97]), экономикоцентрические (в основе которых лежит признание в качестве системообразующего фактора экономику и производство), аксиологические (построенные на системе ценностей в обществе и образовании) и другие.

В реальной действительности и науке имеют место различные подходы к построению образовательных систем и их реализации. Постановка вопроса о том, какая из них лучше или хуже, не имеет смысла. Если они есть, они все имеют право быть. Полипародигмальность образовательных систем ставит исследователей педагогических проблем и педагогов-практиков в ситуацию выбора тех из них, которые в наибольшей степени соответствуют современным вызовам, адресованным образованию. Выбор полипарадигмального подхода к решению проблем развития личности в образовательных системах при этом представляется универсалным.

Предпосылки для полипарадигмального подхода к решению проблем развития личности в отечественной психологии и педагогике были заложены в работах Б.Г. Ананьева, создавшего ещё в советский период научную школу комплексного изучения человека. Учёный уже тогда критиковал экзистенциализм – главную методологическую основу антропоцентрического подхода к образованию человека – за то, что это философско-психологическое учение, с одной стороны, объявляет предметом своего исследования человека, но вместе с тем считает, что человек непознаваем. Будучи убеждённым в принципиальной познаваемости человека, Б.Г.Ананьев писал: «В современной науке созданы все необходимые предпосылки для объединения естествознания и общественных наук на основе целостного познания человека». При этом учёный видел психологию в качестве объединяющего начала для различных наук, которые только в совокупности могут способствовать познанию и воспитанию человека. Такую же точку зрения имел и швейцарский психолог Ж. Пиаже, который ещё в 60-х годах XX в. высказал идею о том, что психология занимает центральное место в системе естественных и социальных наук, которая является «продуктом всех других наук» и «возможным источником объяснения их формулирования и развития». Центральное место отводил психологии и известный специалист в области классификации наук российский академик советского времени Б.М. Кедров.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Теоретические основы формирования навыков чтения у младших школьников с дислексией
При разработке методики формирующего эксперимента нами учитывались общие и специфические особенности навыков чтения у младших школьников, выявленные в ходе проведения констатирующего эксперимента. В том числе, мы опирались на современные положения о формировании навыков письма и чтения у детей, об ...

Изучение различных свойств памяти
Тест: «Картинки» Оценка зрительной памяти — кратковременной. Покажите ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребенка со всеми десятью картинками по очереди попросите назвать предметы, которые ...

Сравнительный анализ процесса памяти у нормально развивающихся дошкольников и у детей с различными нарушениями речи
На первом этапе жизни память выступает в элементарной форме - запечатления и узнавания воздействий, жизненно важных для организма. Специалистам (М.И. Касаткиной, М.С. Шехтер) удалось установить, что мозг ребенка с первых дней способен улавливать разницу в раздражителях, дифференцируют их, а следова ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru