Сущность образования с онтологической точки зрения

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Сущность образования с онтологической точки зрения

Страница 2

Самоорганизация и образование систем – явление объективное, присущее системам различной природы и сложности, следовательно, категория «образование» имеет отношение не только к конкретным людям, личностям, социальным группам или обществу в широком смысле слова. Образование имеет отношение и к социально-территориальным системам различных стран, обособленных государственными границами. Оно имеет отношение к локальным и глобальной системе на планете Земля, а с проникновением человека в космос – и к космической системе. Иначе говоря, подтверждаются предсказания В.И.Вернадского о наступлении эры ноосферы, когда облик Земли и её окружения зависит не только от присущих первозданной природе явлений, но и от сферы разума (или безумия) человечества.

А В С

Рис. 1. Схема синергетического образования систем

А, В, С ‑ последовательные образы динамической системы;

1 – зоны микрофлуктуаций;

2 ‑ зоны макрофлуктуаций;

вероятные пути развития системы;

взаимодействие путём обмена информацией.

Таким образом, с точки зрения онтологической, образование – явление и понятие более широкие, чем они трактуется в большинстве энциклопедических и толковых словарей. Образование в широком смысле слова есть не что иное, как непрерывное изменение образа сложноорганизованных систем вследствие синергии их составляющих.

В реальной действительности имеют место, по крайней мере, три взаимосвязанных образовательных сферы: образование личности, образование социальных систем и образование социально-территориальных систем. Эти три образовательные сферы как бы вложены одна в другую и, расширяясь за пределы социально-территориальных, образуют глобальную образовательную систему (рис. 2).

Овал: 1Овал: 2Овал: 3

Рис. 2. Сферы образования

1 –образование личности;

2 – образование социальных систем;

3 ‑ образование социально-территориальных систем.

В самом широком смысле слова образование может быть представлено как своеобразная иерархия образовательных систем, восходящая от личности до масштабов Вселенной (рис. 3).

Такой взгляд на сущность образования открывает новые возможности в определении миссии и роли образования в динамике, в непрерывном изменении образа социально-территориальных систем как региональных, так и глобальных. В таком случае естественно возникает вопрос: Какую роль (миссию) в образовании социально-территориальных систем может и должно играть образование в его социально-педагогическом понимании? В процессе поиска ответа на этот вопрос сначала необходимо обратиться к рассмотрению сущности образования во всех его сферах.

Рис. 3 Иерархия образовательных систем

Образование личности и индивидуальности

Именно на эту составляющую образования направлены основные усилия современных теоретиков педагогики и практических педагогов. Многие теоретики, игнорируя возможности самых разнообразных подходов к организации образовательных систем, в большинстве своём сосредоточились на разработке так называемого личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению в различных образовательных учреждениях. Учителя, преподаватели и воспитатели пытаются, но не всегда успешно, воспринимать своих учеников и воспитанников «такими, какие они есть», создавать для них условия для проявления своей «субъектной позиции».

Антропоцентрический, личностно-ориентированный подход к образованию, безусловно, хорош, весьма гуманный, но не единственно возможный. Человек сочетает в себе как экзистенциальную, так и социальную сущность, живет в мире природы и культуры, сам является их частью. С этой точки зрения развитие личности в образовательной системе необходимо рассматривать не только с позиций антропоцентристкого, но и социоцентристского, и природоцентристского, и культуроцентристского, и теологического подходов в их совокупности. Все эти подходы образуют своеобразную систему, в которой игнорирование или излишнее преувеличение хотя бы одного из них лишают гармонии в понимании развития личности. Многоаспектный подход к понимании развития личности в современной педагогике назван полипарадигмальным, и он в наибольшей степени отражает сущность сложного феномена образования личности с точек зрения детерминизма, кибернетики, синергетики, фрактальной и других теорий. При этом ни одна из этих теорий, взятая в отдельности, не в состоянии до конца объяснить или спрогнозировать процесс и результат образования. Каждая из них оттеняет лишь одну из сторон, и только в системном единстве они способны с наибольшим приближением к истине отражать сущность образования личности.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Роль и место среднего профессионального образования в системе профессионального образования РФ
Согласно Закона Российской Федерации «Об образовании» российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов: дошкольные; общеобразов ...

Специфика предмета «Иностранный язык»
Специфика иностранного языка, как известно, заключается, прежде всего, в том, что мы обучаем не основам наук, а навыкам и умениям в различных видах речевой деятельности. В основе обучения любому виду речевой деятельности лежат слухомоторные связи. Одна из закономерностей методики обучения иностранн ...

Метод спрямления при решении задач на построение
Как известно, в школьных программах рассматриваются метод геометрических мест, метод преобразования фигур (метод подобия, параллельный перенос, поворот, симметрия). Но нигде не упоминается метод спрямления, который применяется при решении задач, связанных со спрямлением ломанных линий, в частности ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru