Сущность образования с онтологической точки зрения

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Сущность образования с онтологической точки зрения

Страница 1

Онтологический анализ предполагает рассмотрение объектов и явлений с точки зрения их бытия как реальной действительности, как феноменов, а не как ноуменов (понятий), обозначающих эти объекты и явления.

Образование традиционно считается одной из ключевых категорий педагогики, и переосмысление её сущности с точки зрения онтологической необходимо для того, чтобы определить, какую роль может играть, и играет образование не только в социальной сфере, но и в социально-территориальных системах, в судьбах Мира вообще.

В общественном сознании доминирует понимание образования как явления только социально-педагогического характера, как некоего социального института или созданной обществом и государством системы для обучения и воспитания людей. Между тем, есть основания считать, что образование – категория общая и даже всеобщая, ибо онтологически она имеет отношение и к социальной системе, и к Природе, и ко всей Вселенной. Всё сущее в Мире находится в движении, всё изменяет свой образ во времени и пространстве или, иначе говоря, образуется.

Корнем слова «образование» является «образ». Поэтому, с точки зрения этимологической, образование, по существу, связано с изменением образа чего-либо, а не только образа личности и социальных групп. Геологи, к примеру, употребляют понятие «геологические образования», географы – «образование ландшафта», государственные деятели – «административно-территориальные образования», «муниципальные образования», астрофизики веками бьются над пониманием образования Вселенной и всех её составных частей и т.д. Иначе говоря, образование, в смысле непрерывного изменения образа чего-либо, происходит со всеми динамическими сложноорганизованными системами. При этом каждое предыдущие состояния и образы этих систем несут информацию в последующие и наоборот, каждое последующее возникает из предыдущего по законам преемственности и синергетики. Такой ход событий послужил основанием для утверждения современным исследователем проблемы ноосферы Н.Н. Моисеевым об объективном существовании в эволюции природы и общества так называемой системы «Учитель», свойственной любым процессам, связанным с накоплением, сохранением и передачей информации. «Ещё на самой заре истории человечества, ‑ пишет Н.Н. Моисеев, ‑ от совершенства системы «Учитель», её соответствия внешним условиям, характеру производительных сил и другим общественным структурам прямо зависело благополучие и прогресс обитателей пещеры, племени, нации, народа… И так было всегда. … И в будущем совершенство системы «Учитель», её соответствие новым условиям жизни, складывающимся на планете, и способность формировать нравственные принципы сделаются, по моему мнению, важнейшей задачей цивилизации. В эпоху ноосферы сможет вступить лишь по-настоящему высокообразованное общество, понимающее свои цели, отдающее отчёт в трудностях, стоящих на пути его развития, способное соизмерять потребности с теми возможностями, которые даёт ему Природа».

Один из современных подходов к рассмотрению процессов образования и самоорганизации сложных систем – синергетический – основывается на том, что любая система развивается по закону взаимодействия её составляющих путём перехода из хаотического их состояния к порядку и от порядка к хаосу. Такой порядок вещей свойственен системам различной сложности, развитие систем связано не только с реализацией принципа детерминизма, но и с сосуществованием и чередованием хаоса и порядка. Так, исследовательница синергетики социальной самоорганизации В.В. Василькова, оценивая значение синергетического мировоззрения, утверждает: «Новое мировидение подходит к краю классической парадигмы с её культом рациональности, связывающей понимание мира с открытием детерминистских законов и заглядывает за его горизонт – туда, где кончается мир, организованный по правилам человеческого рассудка, и начинается «неправильный» реальный мир».

Сущность образования сложноорганизованных систем становится более понятной, если её осмысливать с позиций синергетики (sinergetikos от греч. ‑ совместный, согласованно действующий) – научного направления, изучающего самоорганизацию и развитие сложных открытых систем, находящихся в неравновесном состоянии.

Основоположник научной синергетики немецкий физик Г. Хакен обосновал причины самоорганизации сложных систем неравновесностью между составляющими их подсистемами. Всегда в таких системах находятся составляющие, которые путем обмена информацией и энергией с другими составляющими переводят всю систему в новые состояния, в результате чего возрастает степень упорядоченности или разупорядоченности этой системы. Составляющие, характеризующиеся более высокой активностью, по сравнению с другими, в синергетике принято называть зонами микрофлуктуации систем, приводящих их к макрофлуктуациям, а критические точки на грани перехода всей системы в новое состояние ‑ точками бифуркации. Находящаяся в точке бифуркации система в дальнейшем может пойти по различным путям развития, которые на рис. 1 символично изображены тройными стрелками, исходящими из одной точки. Система при этом, «просканировав» все возможные варианты новых состояний, выбирает из множества возможных путей перехода в них один наиболее вероятный, или, как принято говорить в синергетике, стремится к своему аттрактору. Наглядно этот процесс изображен на рис. 1.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Развитие идеи формирования познавательных способностей в педагогической науке
Проблема познавательной способности учащихся является одной из важнейших направлений теории и практики педагогической науки и не только этой науки. Она издавна привлекала внимание философов, психологов, педагогов, начиная от Сократа и до наших дней. В педагогической практике, наблюдая за деятельнос ...

Методы изучения состояния звукопроизношения у детей
Диагностика – деликатное дело, она определяет уровень развития ребенка. Методика: Т.А. Фотекова и А.Р. Лурия. Цель данных методик определение уровня развития мелкой моторики, состояние звукопроизношения у старших дошкольников, обследование артикуляционной моторики ребёнка. Мелкая моторика 1.Анализ ...

Преемственность при изучении понятия «неравенство» на начальной и основной ступенях образования в развивающей системе обучения по программе Истоминой Н.Б
Методика работы с понятием «неравенство» осуществлялась в рамках концепции Истоминой Н.Б., основной целью которой является развитие мышления учащихся в процессе усвоения математического содержания. В соответствии с этой концепцией у учащихся начальных классов целенаправленно формируются приемы умст ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru