Сущность образования с онтологической точки зрения

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Сущность образования с онтологической точки зрения

Страница 1

Онтологический анализ предполагает рассмотрение объектов и явлений с точки зрения их бытия как реальной действительности, как феноменов, а не как ноуменов (понятий), обозначающих эти объекты и явления.

Образование традиционно считается одной из ключевых категорий педагогики, и переосмысление её сущности с точки зрения онтологической необходимо для того, чтобы определить, какую роль может играть, и играет образование не только в социальной сфере, но и в социально-территориальных системах, в судьбах Мира вообще.

В общественном сознании доминирует понимание образования как явления только социально-педагогического характера, как некоего социального института или созданной обществом и государством системы для обучения и воспитания людей. Между тем, есть основания считать, что образование – категория общая и даже всеобщая, ибо онтологически она имеет отношение и к социальной системе, и к Природе, и ко всей Вселенной. Всё сущее в Мире находится в движении, всё изменяет свой образ во времени и пространстве или, иначе говоря, образуется.

Корнем слова «образование» является «образ». Поэтому, с точки зрения этимологической, образование, по существу, связано с изменением образа чего-либо, а не только образа личности и социальных групп. Геологи, к примеру, употребляют понятие «геологические образования», географы – «образование ландшафта», государственные деятели – «административно-территориальные образования», «муниципальные образования», астрофизики веками бьются над пониманием образования Вселенной и всех её составных частей и т.д. Иначе говоря, образование, в смысле непрерывного изменения образа чего-либо, происходит со всеми динамическими сложноорганизованными системами. При этом каждое предыдущие состояния и образы этих систем несут информацию в последующие и наоборот, каждое последующее возникает из предыдущего по законам преемственности и синергетики. Такой ход событий послужил основанием для утверждения современным исследователем проблемы ноосферы Н.Н. Моисеевым об объективном существовании в эволюции природы и общества так называемой системы «Учитель», свойственной любым процессам, связанным с накоплением, сохранением и передачей информации. «Ещё на самой заре истории человечества, ‑ пишет Н.Н. Моисеев, ‑ от совершенства системы «Учитель», её соответствия внешним условиям, характеру производительных сил и другим общественным структурам прямо зависело благополучие и прогресс обитателей пещеры, племени, нации, народа… И так было всегда. … И в будущем совершенство системы «Учитель», её соответствие новым условиям жизни, складывающимся на планете, и способность формировать нравственные принципы сделаются, по моему мнению, важнейшей задачей цивилизации. В эпоху ноосферы сможет вступить лишь по-настоящему высокообразованное общество, понимающее свои цели, отдающее отчёт в трудностях, стоящих на пути его развития, способное соизмерять потребности с теми возможностями, которые даёт ему Природа».

Один из современных подходов к рассмотрению процессов образования и самоорганизации сложных систем – синергетический – основывается на том, что любая система развивается по закону взаимодействия её составляющих путём перехода из хаотического их состояния к порядку и от порядка к хаосу. Такой порядок вещей свойственен системам различной сложности, развитие систем связано не только с реализацией принципа детерминизма, но и с сосуществованием и чередованием хаоса и порядка. Так, исследовательница синергетики социальной самоорганизации В.В. Василькова, оценивая значение синергетического мировоззрения, утверждает: «Новое мировидение подходит к краю классической парадигмы с её культом рациональности, связывающей понимание мира с открытием детерминистских законов и заглядывает за его горизонт – туда, где кончается мир, организованный по правилам человеческого рассудка, и начинается «неправильный» реальный мир».

Сущность образования сложноорганизованных систем становится более понятной, если её осмысливать с позиций синергетики (sinergetikos от греч. ‑ совместный, согласованно действующий) – научного направления, изучающего самоорганизацию и развитие сложных открытых систем, находящихся в неравновесном состоянии.

Основоположник научной синергетики немецкий физик Г. Хакен обосновал причины самоорганизации сложных систем неравновесностью между составляющими их подсистемами. Всегда в таких системах находятся составляющие, которые путем обмена информацией и энергией с другими составляющими переводят всю систему в новые состояния, в результате чего возрастает степень упорядоченности или разупорядоченности этой системы. Составляющие, характеризующиеся более высокой активностью, по сравнению с другими, в синергетике принято называть зонами микрофлуктуации систем, приводящих их к макрофлуктуациям, а критические точки на грани перехода всей системы в новое состояние ‑ точками бифуркации. Находящаяся в точке бифуркации система в дальнейшем может пойти по различным путям развития, которые на рис. 1 символично изображены тройными стрелками, исходящими из одной точки. Система при этом, «просканировав» все возможные варианты новых состояний, выбирает из множества возможных путей перехода в них один наиболее вероятный, или, как принято говорить в синергетике, стремится к своему аттрактору. Наглядно этот процесс изображен на рис. 1.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Педагогическая концепция
И.Г. Песталоцци – педагог-практик. Он разработал общие основы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широку ...

Контроль и оценка технической подготовленности волейболистов в тренировочном процессе
Анализ научной литературы выявил, что педагогического наблюдения лишь за соревновательной деятельности недостаточно. Для получения наиболее достоверных данных нужен так же и контроль над технической подготовленностью в тренировочном процессе. Так как в ходе тренировочного процесса, при выполнении у ...

Педагогический контроль над соревновательной деятельностью волейболистов
Педагогически контроль осуществлялся в течение восьми месяцев (октябрь 2009-май 2010г.). Регистрировались игры Чемпионата г. Красноярска. В ходе регистрации контролировали: общее количество выполненных технических приемов, а также количество правильных попыток. Каждый раз велось наблюдение за дейст ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru