Опытно-экспериментальное исследование детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на начальном этапе обучения грамоте

Педагогика сегодня » Использование дидактических игр на начальном этапе обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи » Опытно-экспериментальное исследование детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на начальном этапе обучения грамоте

Страница 1

Анализ системы коррекционной работы по использованию игровых технологий на начальном этапе обучения грамоте детей младшего школьного возраста с ОНР

Важным моментом при подготовке к школе детей с ОНР становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактические игры должны основываться на следующих принципах:

дидактическая игра должна опираться на программный материал;

дидактическая игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительного и тактильного);

пособия, используемые логопедом при проведении дидактических игр, должны быть внешне привлекательными;

условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс;

Процесс обучения грамоте предлагает разнообразные формы: в одном случае это игра, в другом - занятие-спектакль, где дети - и участники спектакля, и зрители, в третьем они учителя, а не ученики и т.д. Придуманы разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, специально изготовленных панно; сюжетов сказок; элементов сюжетно-дидактической игры; сюжетных картин и т.д. Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте старших дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.

Целью коррекционной работы является повысить состояние готовности к обучению грамоте младших школьников с ОНР с помощью специально подобранных дидактических игр.

Для проведения обследования готовности ребенка к обучению грамоте составлена система методик, по каждой разработаны шкальные оценки в соответствии с возрастными особенностями детей 6,5 - 7 лет. (Приложение 1)

Исследование проводилось на базе ГОУ «Яснополянский детский дом» с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи IV уровня Для проведения исследования была составлена диагностическая программа, включившая следующие методики:

Методика 1. Исследование ритма (Т.И. Дубровина).

Цель: исследование ритмической способности у детей с ОНР.

Методика 2. Исследование кинетической основы движений руки (Тест Н. И. Озерецкого).

Цель данной методики – исследовать кинетическую основ у движений руки.

Методика 3. Исследование пространственных представлений на листе бумаги (С.О.Филлипова).

Цель – исследовать состояние пространственных представлений на листе бумаги.

Методика 4. Дифференциация звуков на слух. (М.Н. Ильина).

Цель – исследовать умение дифференцировать звуки на слух.

Методика 5. Исследование графического навыка (Н.В. Нижегородцева).

Цель – исследовать состояние развития графического навыка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Понятие "культурное поле" и способы его формирования
Идея воспитания человека в контексте культуры достаточно глубоко разработана в трудах таких учёных, как Е.В.Бондаренко, Е.Н.Ильин, М.С.Каган, Н.И.Кияшенко, В.И.Разумный, Т.П.Малькова, В.Я.Нечаева и др. Л.А. Орнатская подчёркивает, что для правильного целостного определения сущности культуры необход ...

Методика работы с неравенствами в системе "Школа – 2100", по программе Петерсон Л.Г
Знакомство с понятиями «столько же», «больше», «меньше» основывается на практике детей из повседневной жизни, и дети безошибочно используют эти понятия для сравнения совокупностей предметов с числом элементов, не превышающим 5. Переход к большим числам, зрительно воспринимаемым как «много», требует ...

Реализация основных положений опытно-экспериментальной методики
Экспериментальное теоретическое исследование состояло из двух этапов: констатирующего и аналитико-поискового. Во время экспериментального исследования систематически анализировались полученные результаты, вносились необходимые коррективы, уточнялась методика. При проведении экспериментального иссле ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru