Теоретические и методологические особенности структуры и содержания системы обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи

Педагогика сегодня » Использование дидактических игр на начальном этапе обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи » Теоретические и методологические особенности структуры и содержания системы обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи

Страница 2

Обучение грамоте рассчитано на два года – в старшей и подготовительной к школе группах.

На первом году коррекционной работы дошкольники с общим недоразвитие речи приобретают четкие представления о каждом звуке, совершенствуют навык звукового анализа и синтеза.

Второй год обучения предполагает следующее:

с первых же занятий дается буквенное изображение изучаемых звуков, что способствует более быстрому запоминанию букв;

усвоение слоговых структур слов происходит посредством звукобуквенного анализа и синтеза;

выработку навыка послоговое чтения.

Особого внимания заслуживает система обучения грамоте дошкольников шести лет с общим недоразвитием речи Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. [25]

Обучение грамоте по данной методике осуществляется на материале предварительно отработанных в произношении звуков. В основу системы обучения грамоте положен особый порядок изучения букв, который определяется артикуляционной сложностью произнесения звука.

Содержание обучения распределяется по периодам.

Таблица 1 Содержание обучения грамоте дошкольников с ОНР

Периоды

Содержание обучения грамоте

I

Завершение работы по формированию готовности к обучению грамоте, начатой в старшей группе на занятиях по формированию звуковой культуры речи.

II

Начало обучение грамоте. Знакомство с гласными буквами, с согласными; складывание из букв разрезной азбуки слогов, слов по следам звукового анализа и синтеза; преобразование слов путем добавления, перестановки, замены звуков; осмысленное чтение.

III

Обучение грамоте. Расширение объема изучаемых звуков и букв; анализ и синтез односложных слов со стечением согласных, двусложных слов, трехсложных слов; упражнения на определение пропущенной буквы в слове; чтение слогов, составление слов из слогов; обучение слитному чтению с объяснением смысла прочитанного; членение предложений на слова, определение порядка и количества слов в предложении.

Все содержание обучения грамоте реализуется через упражнения, предлагаемые детям в занимательной, игровой форме, с включением элементов соревнования.

На протяжении всего обучения развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия осуществляется одновременно с развитием звукобуквенного анализа и синтеза. Такая работа направлена на предупреждение дисграфии и дислексии.

Последовательность изучения звуков дается в соответствии с программой обучения Г.А. Каше. Система обучения направлена на то, чтобы дошкольник научился осмысленному чтению, на поэтапное и последовательное формирование произвольного внимания к фонетическому и морфологическому составу слова, к синтаксису и орфографии, что имеет большое значение в профилактике письма и чтения.

Обучение грамоте по данным системам начинается с середины второго года обучения.

Отличительной особенностью системы обучения грамоте дошкольников с ОНР Н.В. Нищевой состоит в том, что непосредственно образовательный процесс начинается со средней группы. Н.В. Нищева предлагает обучить детей подготовительной группы алфавитному названию букв и выучить с дошкольниками сам русский алфавит.

По системе Нищевой ребенок с ОНР уже в средней группе читает слова, состоящие из двух открытых слогов, а в подготовительной группе к чтению добавляется письмо печатными буквами.

Содержание обучения грамоте распределено по кварталам. Звук дается одновременно с соответствующей ему буквой. Ознакомление с буквами рекомендуется проводить в такой последовательности:

средняя группа, второй квартал: а, у, о, и; третий квартал: п, т, к, м, н;

старшая группа, первый квартал: ы, б, д, г, х; второй квартал: в, ф, ш, ж, э; третий – с, з, ч, щ, л, р;

подготовительная группа, первый квартал: ц, й, е, ё; второй квартал: ю, я, ь, ъ.

На протяжении всего периода обучения осуществляется развитие навыков фонематического анализа. Большое внимание автор уделяет профилактике дисграфии и дислексии. Начиная со средней группы, рекомендуется включать следующие упражнения:

составление букв из палочек; выкладывание из шнурков, лепка и вырезание букв, «рисование» в воздухе;

нахождение правильно изображенной буквы;

узнавание букв, наложенных друг на друга;

разгадывание ребусов, кроссвордов.

Таким образом, мы видим, что обучение грамоте дошкольников с ОНР связано с формированием фонематического анализа и синтеза. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза основано на теории поэтапного формирования умственных действий.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Психологические особенности восприятия литературного произведения младшими школьниками
Поскольку мы предполагаем, работать с литературным произведением, считаем необходимым рассмотреть психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками и уровни восприятия художественного произведения. В психологической литературе существуют разные подходы к опред ...

Опытно-экспериментальная работа по формированию и коррекции супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка в семье
Опытно-экспериментальная работа проводилась в МОУ «Новогеоргиевской СОШ» Шимановского района, целью которой являлась социально-педагогическая помощь семьям в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное воспитание. Выборку составило 15 семей. Приняли активное участи ...

Организация театральных игр в дошкольном учреждении
Дано понятие и выявлена сущность «игры». Рассмотрены психологические особенности развития дошкольников в игре. Выявлены основные группы театральных игр В логопедической практике с дошкольниками широко используется основной вид деятельности ребенка – игра. Это источник его нравственного и умственног ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru