Теоретические и методологические особенности структуры и содержания системы обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи

Педагогика сегодня » Использование дидактических игр на начальном этапе обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи » Теоретические и методологические особенности структуры и содержания системы обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи

Страница 1

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

Более чем столетие тому назад К.Д. Ушинским был предложен звуковой метод обучения грамоте. Звуковой метод обучения грамоте имел как свои преимущества, так и недостатки: большое внимание уделялось знакомству детей со звуковой стороной речи и звуковому анализу, но не был дан способ обучения процессу чтения.

В 1962 г. Д.Б. Эльконин разработал новую методику обучения грамоте. Процесс обучения основывается на звуковой материи языка и состоит из трех взаимосвязанных этапов:

I этап – выделение в слове фонем, общая ориентировка в фонемной системе языка;

II этап – освоение системы гласных фонем, обозначение их буквами, формирование ориентации на гласные фонемы и буквы;

III этап – освоение системы согласных фонем, обозначение их буквами, воссоздание звуковой формы слога и слова, формирование основного механизма чтения.

Рассмотренные методики обучения грамоте ориентированы на обучение детей без речевой патологии. Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи требует специальной методики. Данный контингент детей испытывает большие трудности в овладении грамотой. Фонетические оформление речи у детей с третьим уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной формы: у них продолжается наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротоцизм, ламдацизм, дефекты озвончения и смягчения).

Отмечается стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры в наиболее трудных словах («гинасты выступают в цирке», топовотик чинит водовод»- водопроводчик чинит водопровод).

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что в последствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

Система обучения грамоте детей с ОНР разработаны ведущими специалистами Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

Л.Ф. Спирова и Р.И. Шуйфер указывают на первостепенность изучения звукобуквенного состава слова. Процесс обучения грамоте базируется на следующих условиях:

обучение ведется только на правильно произносимых звуках и словах;

темп прохождения всех звуков более медленный;

развивается навык быстрой ориентации в звукобуквенном составе слова;

весь словесный материал знаком детям;

параллельно с изучение звуков и букв даются элементарные правила грамматики и правописания;

ознакомление с новой буквой осуществляется путем анализа ее элементов;

Обучение грамоте по системе Л.Ф. Спировой и Р.И. Шуйфер делится на два периода: подготовительный и букварный.

В подготовительный период ведется работа по общему развитию речи и формированию произношения.

Букварный период делится на четыре этапа.

I этап:

изучение звуков а, у, м, х, о, п, к, с, н, ы, в, т, л и соответствующих букв;

сознательное усвоение артикуляции;

усвоение слогового структурирования;

анализ слова с последующим прочитывание;

составление слова из разрезной азбуки;

различение буквы и звука, гласного и согласного;

ознакомление с предложением, вычленение предложений из потока речи;

деление предложений на слова;

раздельное написание слов;

заглавная буква, точка.

II этап:

изучение букв ш, р, з, ж, и, э, мягких согласных звуков мь, нь, пь, кь, сь, вь, ть, ль, хь, рь;

правописание твердых и мягких согласных;

объединение мягких звуков и гласными;

работа по звуковому анализу и синтезу слов;

вставка пропущенных букв, составление слов из слогов, предлагаемых вразбивку;

списывание, письмо под диктовку;

правописание жи, ши, перенос слов;

написание имен, фамилий, названий городов.

III этап:

изучение букв й, ё, ю, е, я;

конечное положение звука й;

правописание таких слов, как змей – змеи, сарай – сараи;

правописание мягкого знака;

буквы е, ю, я, ё, сопоставление с дифтонгами йэ, йу, йа, йо;

усвоение слоговой структуры 4 – 5-сложных слов;

плавное слоговое чтение;

понимание прочитанного;

слуховые и зрительные диктанты.

IV этап:

изучение букв ц, ч, щ, звонких согласных;

различение и выделение звонких согласных;

правописание сомнительных согласных;

чтение целыми словами;

различение слов, близких по звучанию и написанию;

обучение чтению «про себя» и шепотом.

Данная система обучения грамоте ориентирована в основном на младших школьников с общим недоразвитием речи и успешно применяется в процессе коррекционного обучения дошкольников с ОНР.

Т.А. Ткаченко предлагает систему обучения грамоте дошкольников с ОНР, где за основу взята общепринятая последовательность изучения звуков и букв по системе Г.А. Каше.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Сформированность математической речи младших учеников в курсе начального математического образования
Констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ «Школа №18» г. Элиста в октябре-ноябре 2013 г. В соответствии с требованиями стандарта начального общего образования 2-3 класс данной школы занимается по программе исходного всеобщего образования по математике для 1-4 классов УМК «Школа России» раз ...

Комплекс упражнений для совершенствования технико-тактической подготовленности
На занятиях волейболистов большое внимание уделяется приему подач, нападающих и обманных ударов. При этом особенно подчеркиваются такие момента, как правильное положение игрока, внимательное наблюдение за действиями игроков противоположной команды, правильный выбор места, своевременность выхода на ...

Актуальность педагогического творчества И.Г. Песталоцци в наши дни
И.Г. Песталоцци стал одним из первых педагогов, кто обратил внимание на необходимость организации специальной подготовки воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из низших классов общества. Более двадцати лет швейцарский педагог на практике осуществл ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru