Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.
Более чем столетие тому назад К.Д. Ушинским был предложен звуковой метод обучения грамоте. Звуковой метод обучения грамоте имел как свои преимущества, так и недостатки: большое внимание уделялось знакомству детей со звуковой стороной речи и звуковому анализу, но не был дан способ обучения процессу чтения.
В 1962 г. Д.Б. Эльконин разработал новую методику обучения грамоте. Процесс обучения основывается на звуковой материи языка и состоит из трех взаимосвязанных этапов:
I этап – выделение в слове фонем, общая ориентировка в фонемной системе языка;
II этап – освоение системы гласных фонем, обозначение их буквами, формирование ориентации на гласные фонемы и буквы;
III этап – освоение системы согласных фонем, обозначение их буквами, воссоздание звуковой формы слога и слова, формирование основного механизма чтения.
Рассмотренные методики обучения грамоте ориентированы на обучение детей без речевой патологии. Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи требует специальной методики. Данный контингент детей испытывает большие трудности в овладении грамотой. Фонетические оформление речи у детей с третьим уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной формы: у них продолжается наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротоцизм, ламдацизм, дефекты озвончения и смягчения).
Отмечается стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры в наиболее трудных словах («гинасты выступают в цирке», топовотик чинит водовод»- водопроводчик чинит водопровод).
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что в последствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.
Система обучения грамоте детей с ОНР разработаны ведущими специалистами Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
Л.Ф. Спирова и Р.И. Шуйфер указывают на первостепенность изучения звукобуквенного состава слова. Процесс обучения грамоте базируется на следующих условиях:
обучение ведется только на правильно произносимых звуках и словах;
темп прохождения всех звуков более медленный;
развивается навык быстрой ориентации в звукобуквенном составе слова;
весь словесный материал знаком детям;
параллельно с изучение звуков и букв даются элементарные правила грамматики и правописания;
ознакомление с новой буквой осуществляется путем анализа ее элементов;
Обучение грамоте по системе Л.Ф. Спировой и Р.И. Шуйфер делится на два периода: подготовительный и букварный.
В подготовительный период ведется работа по общему развитию речи и формированию произношения.
Букварный период делится на четыре этапа.
I этап:
изучение звуков а, у, м, х, о, п, к, с, н, ы, в, т, л и соответствующих букв;
сознательное усвоение артикуляции;
усвоение слогового структурирования;
анализ слова с последующим прочитывание;
составление слова из разрезной азбуки;
различение буквы и звука, гласного и согласного;
ознакомление с предложением, вычленение предложений из потока речи;
деление предложений на слова;
раздельное написание слов;
заглавная буква, точка.
II этап:
изучение букв ш, р, з, ж, и, э, мягких согласных звуков мь, нь, пь, кь, сь, вь, ть, ль, хь, рь;
правописание твердых и мягких согласных;
объединение мягких звуков и гласными;
работа по звуковому анализу и синтезу слов;
вставка пропущенных букв, составление слов из слогов, предлагаемых вразбивку;
списывание, письмо под диктовку;
правописание жи, ши, перенос слов;
написание имен, фамилий, названий городов.
III этап:
изучение букв й, ё, ю, е, я;
конечное положение звука й;
правописание таких слов, как змей – змеи, сарай – сараи;
правописание мягкого знака;
буквы е, ю, я, ё, сопоставление с дифтонгами йэ, йу, йа, йо;
усвоение слоговой структуры 4 – 5-сложных слов;
плавное слоговое чтение;
понимание прочитанного;
слуховые и зрительные диктанты.
IV этап:
изучение букв ц, ч, щ, звонких согласных;
различение и выделение звонких согласных;
правописание сомнительных согласных;
чтение целыми словами;
различение слов, близких по звучанию и написанию;
обучение чтению «про себя» и шепотом.
Данная система обучения грамоте ориентирована в основном на младших школьников с общим недоразвитием речи и успешно применяется в процессе коррекционного обучения дошкольников с ОНР.
Т.А. Ткаченко предлагает систему обучения грамоте дошкольников с ОНР, где за основу взята общепринятая последовательность изучения звуков и букв по системе Г.А. Каше.
Материалы о воспитании и обучении:
Реализация основных положений
опытно-экспериментальной методики
Экспериментальное теоретическое исследование состояло из двух этапов: констатирующего и аналитико-поискового. Во время экспериментального исследования систематически анализировались полученные результаты, вносились необходимые коррективы, уточнялась методика. При проведении экспериментального иссле ...
Содержание, структура и
функции умственного приёма сравнения
Особую роль в организации продуктивной деятельности младших школьников в процессе обучения математике играет прием сравнения. Как один из приемов умственной деятельности является наиболее применяемым в практике обучения математике. Начинать работу по формированию приема сравнения нужно с выделения ...
Роль субъективных и объективных факторов в формировании познавательных способностей
старшеклассников
В воспроизводящей и творческой деятельности учащихся, в том числе в процессе преподавания и изучения истории таджикского народа следует различать субъективные и объективные факторы, от которых во многом зависит качество формирования и развития познавательных способностей учащихся. Как известно, к с ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.