Разработка профессиограммы по квалификации учитель истории

Педагогика сегодня » Профессиональные качества учителя истории » Разработка профессиограммы по квалификации учитель истории

Страница 4

Среди предложений по изменению учебного процесса учащиеся отметили следующее: уменьшить количество контрольных работ, увеличить количество уроков истории в неделю, увеличить количество практикантов в школе.

Таким образом, учитель истории – это профессионал имеет прочные знания в предметной области, умеет в интересной и доступной форме излагать учебный материал, к тому же это человек добрый, справедливый, обладающий широкой эрудицией.

В представлении коллег учитель истории должен обладать следующими профессионально значимыми качествами: любовь к детям, творческий подход к работе, авторитет у учеников и их родителей, самокритичность, общая культура, оптимизм, терпение.

В ходе исследования учитывались теоретические основы проблемы профессиональной компетентности учителя. Итак, в структуре профессиональной компетентности учителя выделяются четыре составляющих: научно-теоретическая, методическая и психолого-педагогическая компетентность, профессиональная позиция учителя.

Научно-теоретическая составляющая представлена тремя компонентами: специальной (фундаментально-научная подготовкой) – знания и умения в области преподаваемого предмета (научные основы школьного курса); методологической – знания в области философии как методологической основы познавательной деятельности (методы научного познания); информационной – умения и навыки ориентации в информационном пространстве, использования компьютерных технологий на различных этапах учебного процесса.

Методическая компетентность – знания в области дидактики, методики обучения предмету, умения логически обоснованно конструировать учебный процесс для конкретной дидактической ситуации с учетом психологических механизмов усвоения.

Профессиональная позиция учителя – устойчивая система отношений учителя к своему труду, ученику, себе, коллегам (А.К. Маркова). Высокий уровень развития одной из составляющих (научно-теоретической или психолого-педагогической) не может компенсировать несформированность других. Формирование методической компетентности опирается на сформированные знания и умения в области научно-теоретической и психолого-педагогической компетентности.

Данные компоненты тесно связаны между собой. Не имея достаточного уровня научно-теоретической подготовки, учитель не сможет эффективно решать методические задачи. Например, конструирование учебного процесса начинается с анализа содержания обучения, определения объема и уровня материала, который при любой организации учебного процесса должен быть усвоен. Учитель с низким уровнем научно-теоретической подготовки понимает под содержанием, подлежащего усвоению, текст параграфа учебника. Учитель с высоким уровнем научно-теоретической компетентности понимает место изучаемого содержания в структуре научной теории (основание, ядро, следствия), исходя из этого, определяет место данного урока в составе темы, определяет тип урока; выделяет причинно-следственные связи, раскрывает логику предмета во взаимосвязях его отдельных частей. При выборе методов обучения, соответствующего уровню самостоятельности учащихся в познавательной деятельности (принцип доступности и посильной сложности), необходимо оценить сложность изучаемого материала. На научно-теоретической подготовке базируются и методические умения учителя в области специфических методов и приемов обучения: планировать и ставить демонстрационный эксперимент как ведущий специфический метод обучения; организовать работу учащихся с учебником на уроках и дома; правильно подобрать задачи для достижения учащимися запланированного программой уровня умений и навыков; организовать лабораторную работу с учетом ее места в учебном процессе, в зависимости от ведущего метода обучения, в сочетании с другими элементами урока.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
С 1992-1996 г. я обучалась в Лениногорском педагогическом училище на художественно-графическом отделении. В течение всей учебы занималась творческой деятельностью. Именно в училище мне привили большой интерес к художественно-творческой деятельности, научили понимать искусство и красоту окружающего ...

Педагогическая деятельность в педагогической системе
Своеобразную трактовку понятия педагогической деятельности дает Л.Ф. Спирин, профессор Костромского государственного педагогического университета, разделяя взгляды на деятельность таких видных ученых, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, П.С. Граве, О.А. Конопкина, И.С. Ладенко, Г.Л. ...

Педагоги тоже учатся
Работа по изучению карельских традиций органично вошла в жизнь школы, в систему учебно-воспитательной работы, но она требует соответствующей подготовки педагогов. Важным направлением повышения квалификации и самообразования для нас является изучение народных представлений о воспитании и искусстве в ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru