Разработка профессиограммы по квалификации учитель истории

Педагогика сегодня » Профессиональные качества учителя истории » Разработка профессиограммы по квалификации учитель истории

Страница 3

Личностные качества, обуславливающие профессиональные, полноправно входят в структуру личности учителя и дополняют его профессиональную модель, наряду с образующими ее профессиональными знаниями, умениями и качествами.

Критерии оценки профессиональной деятельности учителя, как правило, обозначаются в профессиограммах, системах диагностики (экспертизы) разных видов деятельности. Поэтому учитель имеет перед собой ориентир, эталон в виде нормативных моделей специалиста. Но профессиограмма не может дать оценку способности сопереживать или выявить степень настойчивости, доброжелательности. Оценка личностных качеств учителя, присущих именно этой профессиональной деятельности, является процессом трудно диагностируемым. Учитель, как правило, на индивидуальном уровне определяет для себя ценность тех или иных качеств. Данные проведенных исследований позволяют выявить и оценить степень важности некоторых из них.

Набор значимых качеств, сформированный у учителей:

1. Наличие авторитета у учеников и их родителей – 56,8%.

2. Любовь к детям – 49,8%.

3. Творческий подход к работе – 49,3%.

4. Любовь к педагогической работе – 41,5%.

5. Общая культура – 34,1%.

Об остро стоящей проблеме авторитета говорит то, что 53,7% опрошенных учителей отметили отсутствие в своей работе контакта с родителями.

Выводы оказались следующими:

1. В учительской среде существуют глубокие противоречия в характере целеполагания, в восприятии образа идеального ученика, в оценке наиболее значимых качеств учителя. Эти противоречия несовместимы с объективной целостностью образовательного процесса. Они свидетельствуют о личностно-профессиональной характеристике учительства, которая детерминирована сложившейся структурой системы образования (учреждений и педагогического процесса), несогласованностью институциональных и профессиональных целей в школе.

2. Существующий идеальный (требуемый) образ учителя обусловлен узкопрофессиональным подходом к педагогической деятельности, он не учитывает социокультурный аспект.

С целью изучения общественного мнения среди учащихся 5 – 11 классов на базе МОУ Лицей №5 г. Ельца было проведено анкетирование «Учитель истории глазами учащихся».

Учащиеся отметили в числе наиболее значимых личностных качеств, необходимых учителю истории: любовь к детям, доброта, эрудиция, справедливость, честность, рассудительность и другие качества (трудолюбие, интеллигентность, чувство юмора). Подавляющее большинство респондентов отдали предпочтение таким ценностям, как доброта, справедливость и понимание.

Профессиональные качества учителя были представлены в следующем порядке: знает историю, очень хорошо рассказывает, доступно излагает материал, объективно и справедливо оценивает знания учащихся, на уроках очень интересно, умеет найти со всеми общий язык, молодой.

Таким образом, идеальный учитель истории должен быть прекрасным специалистом, мастером своего дела, уметь доступно и увлекательно излагать любой материал.

Ответы на вопрос, касающийся внешнего облика преподавателя, были следующими: все равно как выглядит, аккуратно, стильно, обязательно в строгом костюме. Большинство респондентов хотели бы видеть учителя одетого со вкусом, но многие также отметили, что одежда не имеет большого значения.

Следующий вопрос был направлен на выяснение того, что конкретно привлекает ребят на уроке истории: интересный рассказ учителя с дополнениями не из учебника; сам предмет изучения; доступное и понятное объяснений; различные исторические конкурсы и викторины и другой занимательный материал, который учитель активно применяет на уроке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Компонентный состав образовательного пространства
Компонентный состав образовательного пространства учреждения образования можно представить следующим образом: А – персональное пространство В – пространство деятельности С – информационное пространство D – интерперсональное пространство Е – пространство среды. По рисунку видно, что границы каждого ...

Образ учителя в повести «Работа над ошибками»
Литература XX века создала образ учителя с высокими моральными качествами, который выполнял великую миссию – образовать безграмотный народ России. Социально нравственный статус учителя был высок. Любовь к детям, преданность своему делу, готовность к самопожертвованию и высокая гражданская позиция – ...

Художественное мышление и речь
Синтетический характер этой способности раскрывается, прежде всего, через связь её с двумя такими сферами психической деятельности, как художественное мышление и речь. В поэтическом образном слове как бы аккумулируется вся многоцветность и разнообразие форм объективного мира. Писатель создаёт с пом ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru