Разработка профессиограммы по квалификации учитель истории

Педагогика сегодня » Профессиональные качества учителя истории » Разработка профессиограммы по квалификации учитель истории

Страница 2

Было организовано выборочное наблюдение реального поведения и взаимоотношений педагогов, в ходе которого наблюдались активность, способность к рефлексии, свобода выбора и ответственность за него, осознание собственной уникальности. А также проанализирована аналитическая справка «Специфика организации методической работы педагогического коллектива с целью совершенствования профессиональной компетентности учителей», представленная заместителем директора по УВР МОУ Лицея №5 г. Ельца Марией Ивановной Занкиной.

В исследовании приняли участие 7 учителей с различным стажем педагогической деятельности.

10 – 15 лет – 3 человека;

15 – 20 лет – 3 человека;

20 – 30 лет – 1 человек;

Из них женщин – 6, мужчин – 1.

Также опрос проводился среди учащихся 5 – 11 классов (50 человек) и среди родителей – 20 человек.

Основной задачей констатирующего этапа педагогического эксперимента являлось изучение состояния проблемы. Были изучены следующие направления: 1) социальные ориентации учителей; 2) ценности личностно-профессиональных качеств учителей; 3) профессиональный портрет учителя истории.

Социальные ориентации учителя определяются как комплекс социально-профессиональных, социокультурных, личностных и иных установок и стереотипов, объективно проявляются в характере целеполагания в их деятельности, в их видении образа идеального ученика, в характере наиболее значимых для них качеств личности. Выяснение социальных ориентаций необходимо для определения дистанции между нормативным и реальным образом учителя, для смягчения противоречий между объективными функциями образования и целями индивидуальной педагогической деятельности, для облегчения профессиональной и социальной адаптации учителей и учащихся.

Отправной точкой в любых видах деятельности учителя является целеполагание, в котором описывается желаемый результат, оценивается его значимость, предписываются характер действий и средства для его достижения. Поэтому при характеристике современного учителя важным представляется выяснить – в чем он видит сегодня цели своей деятельности.

Данные, проведенного нами опроса позволяют говорить о преобладании среди учителей узкопрофессионального взгляда на цели своей деятельности. Так, например, около 80% учителей видят цель собственной деятельности в передаче знаний по своему предмету. Хотя более 60% родителей и детей ожидают от учителя ориентации в жизни. Согласно своему видению целей учитель и строит деятельность, выбирает формы и методы работы, ценит в себе и в коллегах те качества, которые обеспечивают достижение именно этого результата.

Среди главных целей своей деятельности они называют:

1. Формирование устойчивых познавательных интересов у учеников – 35,1%.

2. Обеспечение комфортной психологической среды для осуществления учебного процесса – 29,0%.

3. Раскрытие и развитие врожденных способностей детей – 27,0%.

4. Развитие у детей умения ориентироваться в жизни – 20,2%.

5. Формирование умений и навыков, необходимых для обучения – 16,2%.

Общество оказывает социально-психологический прессинг на учителя, предъявляя к нему высокие требования, не подкрепленные ни социальной, ни материальной поддержкой. Углубляется расхождение между социальным статусом учителя и его престижем. И учитель сегодня идет по пути наиболее для него легкому, сужая цели своей деятельности на индивидуальном уровне до узкопредметных, отказываясь от социокультурного их видения.

Таким образом, сопоставляя целеполагание современного учителя с формальными призывами общества к развитию способностей и задатков личности, можно утверждать, что этот призыв находит слабый отклик.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Основные принципы российского образования на Дальнем Востоке
Системе образования принадлежит особая роль во всем территориально культурном комплексе с точки зрения создания условий для саморазвития личности россиянина-дальневосточника. Эту свою роль система образования может выполнить при условии, если она опирается, как на принципы государственной политики ...

Воспитательный аспект обучения
Педагогическое содержание цели или воспитательный аспект иноязычной культуры во-первых, пронизывает все существо учебного процесса: воспитывает все – и содержание текста, и то, как он напечатан, и то, что говорит учитель, и то, как он это говорит. Во – вторых, воспитание как процесс едино и неделим ...

Роль общения в онтогенезе
Согласно "Большому психологическому словарю", общение (англ. communication, intercourse, interpersonal relationship) - взаимодействие 2 или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru