Профессионально важные качества учителя истории

Педагогика сегодня » Профессиональные качества учителя истории » Профессионально важные качества учителя истории

Страница 2

Выпускник по специальности «032600 – История» подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа.

Профессиональный портрет учитывает особенности методического опыта, индивидуальности и личности учителя истории. С этой точки зрения профессиональный портрет учителя истории отражает его индивидуальные особенности к решению педагогических задач на профессиональном уровне. Профессионал, прежде всего, осознаёт смысл своей деятельности, понимает роль учебного предмета «история» в развитии индивидуальности ученика, осознаёт ценности исторического опыта для познания настоящего и прогнозирования будущего.

В настоящее время исследователи выделяют несколько элементов, или компонентов, профессионализма учителя:

1. Ценностно-смысловой компонент – отражает систему ценностей, установок, смыслов профессионального поведения.

2. Мотивационный компонент – предусматривает наличие мотивов достижений, реализации творческого потенциала и индивидуальной успешности как профессиональной, так и личностной.

3. Когнитивный компонент – может быть представлен индивидуальной системой знаний исторического, методического, методологического, психологического и технологического характера. Эти знания являются основой для проектирования учебного процесса в соответствии с социокультурными и региональными условиями и типом образовательной программы, реализуемой данным учреждением. Эти знания являются комплексными, системными и обеспечивают единство содержательной и процессуальной сторон деятельности учителя истории.

4. Процессуально-методический компонент – заключается в наличии развитых способностей, обеспечивающих моделирование, проектирование, конструирование и реализацию проектов методической деятельности. На учителе истории лежит обязанность ввести ребенка в мир культуры. Большинство учащихся будет знать и уметь то, чему научит учитель истории.

5. Рефлексивный компонент – это умение выявлять индивидуальные особенности методической и анализировать результаты обучающей деятельности, определять проблемы в процессе обучения истории. Мастерство учителя начинается с самоанализа.

Самоанализ – главное условие успешности педагогической деятельности. Постоянное теоретическое образование и практика – очевидные условия самоанализа. Результатом самоанализа становится проект обучающей деятельности. Иными словами, учитель планирует своё поведение на уроке, выбирает варианты общения с классом, прогнозирует возможные реакции учеников на собственные действия.

Если подобный проект составлен удачно, на уроке возникает реальное взаимодействие, причём как бы на трёх уровнях:

Первый уровень – учитель погружает учеников в историческую ситуацию, произносит продуманные, подобранные слова, за которыми школьники должны увидеть некие действия, процессы.

Второй уровень – учитель и ученики сотрудничают, отыскивая способы разрешения проблем, противоречий, описывая свои действия.

Третий уровень – ученики, наблюдая за учителем, начинают понимать, какая деятельность скрывается за произнесенными словами.

На первом уровне учитель выступает как активное начало, на втором – активность в равной степени присуща преподавателю и ученику, на третьем – активные действия совершают преимущественно последние. Таким образом, урок становится формой совместного исследования.

Известный методист П.А. Баранов выделил следующие важнейшие профессионально-педагогические умения учителя истории:

– определять уровень личностного развития учащихся (сформированность их личностных функций);

– ставить педагогические цели разной масштабности, с учетом гуманитарных возможностей изучаемой темы;

– видоизменять формы проведения урока, учебные задания и виды деятельности учеников с учетом поставленных перед уроком личностно-развивающих задач;

– использовать разнообразные гуманитарные факторы обучения истории;

– побуждать школьников к осмыслению философско-мировоззренческих выводов на основе изучаемого материала;

– создавать педагогические ситуации с методологическим, нравственно-эстетическим содержанием;

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Проектный подход в преподавании иностранных языков на современном этапе
Научно-техническая революция, повлекшая за собой мощный поток информации, предъявила свои требования к характеру владения иностранным языком и, тем самым, определила новые принципы методов обучения иностранным языкам. Традиционные педагогические технологии сегодня уже не обеспечивают полного усвоен ...

Теоретические основы информационных технологий
Переход в новое тысячелетие совпадает со сменой эпох в развитии общества. Эпоха индустриального общества должна смениться эпохой информационных технологий, когда человечество переходит на новый этап развития информационный. В XXI в. уровень развитости государства будет определяться скорее не объемо ...

Понятие «мотивация» и способы ее повышения
А.Н. Леонтьев пишет «основной мотив учения состоит в большинстве случаев в самом выполнении учения как объективно значимой деятельности, ибо благодаря выполнению учебной деятельности ребенок приобретает новую социальную позицию». Рассмотрим понятие «мотивация». Мотивация – динамический процесс внут ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru