Профессионально важные качества учителя истории

Педагогика сегодня » Профессиональные качества учителя истории » Профессионально важные качества учителя истории

Страница 2

Выпускник по специальности «032600 – История» подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа.

Профессиональный портрет учитывает особенности методического опыта, индивидуальности и личности учителя истории. С этой точки зрения профессиональный портрет учителя истории отражает его индивидуальные особенности к решению педагогических задач на профессиональном уровне. Профессионал, прежде всего, осознаёт смысл своей деятельности, понимает роль учебного предмета «история» в развитии индивидуальности ученика, осознаёт ценности исторического опыта для познания настоящего и прогнозирования будущего.

В настоящее время исследователи выделяют несколько элементов, или компонентов, профессионализма учителя:

1. Ценностно-смысловой компонент – отражает систему ценностей, установок, смыслов профессионального поведения.

2. Мотивационный компонент – предусматривает наличие мотивов достижений, реализации творческого потенциала и индивидуальной успешности как профессиональной, так и личностной.

3. Когнитивный компонент – может быть представлен индивидуальной системой знаний исторического, методического, методологического, психологического и технологического характера. Эти знания являются основой для проектирования учебного процесса в соответствии с социокультурными и региональными условиями и типом образовательной программы, реализуемой данным учреждением. Эти знания являются комплексными, системными и обеспечивают единство содержательной и процессуальной сторон деятельности учителя истории.

4. Процессуально-методический компонент – заключается в наличии развитых способностей, обеспечивающих моделирование, проектирование, конструирование и реализацию проектов методической деятельности. На учителе истории лежит обязанность ввести ребенка в мир культуры. Большинство учащихся будет знать и уметь то, чему научит учитель истории.

5. Рефлексивный компонент – это умение выявлять индивидуальные особенности методической и анализировать результаты обучающей деятельности, определять проблемы в процессе обучения истории. Мастерство учителя начинается с самоанализа.

Самоанализ – главное условие успешности педагогической деятельности. Постоянное теоретическое образование и практика – очевидные условия самоанализа. Результатом самоанализа становится проект обучающей деятельности. Иными словами, учитель планирует своё поведение на уроке, выбирает варианты общения с классом, прогнозирует возможные реакции учеников на собственные действия.

Если подобный проект составлен удачно, на уроке возникает реальное взаимодействие, причём как бы на трёх уровнях:

Первый уровень – учитель погружает учеников в историческую ситуацию, произносит продуманные, подобранные слова, за которыми школьники должны увидеть некие действия, процессы.

Второй уровень – учитель и ученики сотрудничают, отыскивая способы разрешения проблем, противоречий, описывая свои действия.

Третий уровень – ученики, наблюдая за учителем, начинают понимать, какая деятельность скрывается за произнесенными словами.

На первом уровне учитель выступает как активное начало, на втором – активность в равной степени присуща преподавателю и ученику, на третьем – активные действия совершают преимущественно последние. Таким образом, урок становится формой совместного исследования.

Известный методист П.А. Баранов выделил следующие важнейшие профессионально-педагогические умения учителя истории:

– определять уровень личностного развития учащихся (сформированность их личностных функций);

– ставить педагогические цели разной масштабности, с учетом гуманитарных возможностей изучаемой темы;

– видоизменять формы проведения урока, учебные задания и виды деятельности учеников с учетом поставленных перед уроком личностно-развивающих задач;

– использовать разнообразные гуманитарные факторы обучения истории;

– побуждать школьников к осмыслению философско-мировоззренческих выводов на основе изучаемого материала;

– создавать педагогические ситуации с методологическим, нравственно-эстетическим содержанием;

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Организация и проведение КТД «Стенгазета «Я и мой друг»»
Цель — развитие интереса школьника к себе и своим товарищам, открыть себя для других, открыть других для себя, опказать свои положительные стороны, заинтересовать собой и своим другом других детей в классе. Комментарий. Ключевое в этой формуле — слово «интерес», выражающее готовность, позитивный на ...

Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребен ...

Модель личности россиянина-дальневосточника
Развитие организма и психики (тела и души) россиянина-дальневосточника в образовании зависит не только от целенаправленного воспитания и обучения, но и от особенностей ландшафта, природного окружения, климата, геополитического положения, социума, демографической ситуации, культуры, истории развития ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru