Профессионально важные качества учителя истории

Педагогика сегодня » Профессиональные качества учителя истории » Профессионально важные качества учителя истории

Страница 1

При определении уровня профессионализма используются различные понятия: «профессиограмма», «профессиональный портрет».

Профессиограмма – описание технологических, экономических, правовых характеристик конкретной деятельности и профессионально значимых медицинских, психологических и педагогических показаний и противопоказаний к работе.

Профессиональный портрет учитывает особенности методического опыта, индивидуальности и личности учителя истории. С этой точки зрения профессиональный портрет учителя истории скорее отражает его индивидуальные способности к решению педагогических задач на профессиональном уровне. Профессионал, прежде всего, осознает смысл своей деятельности, понимает роль учебного предмета истории в развитии индивидуальности ученика, осознает ценности исторического опыта для познания настоящего и прогнозирования будущего. Смысл истории как учебного предмета состоит в том, что ребенок должен научиться оценивать настоящее под углом зрения прошлого и делать осознанный выбор между добром и злом, честью и бесчестием.

Л.А. Григорович и Т.Д. Марцинковская предложили карту профессионально значимых качеств преподавателя. Эта карта показывает, что профессиональные качества педагога соотносятся со следующими заповедями его психолого-педагогической деятельности:

– уважай в ученике человека, личность (что является конкретизацией золотого правила древности – относиться к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);

– постоянно ищи возможность саморазвития и самоусовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус и потребность к учению у других);

– передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своём самообразовании.

Эти заповеди отражают суть основного педагогического тезиса: «только личность воспитывает личность, только характер формирует характер».

По мнению методиста В.В. Шогана, учитель должен помочь ученику поставить сознание в условие творчества. При этом «в творческих актах детского сознания учитель занимает скрытую позицию во имя ученика, во имя самостановления его самосознания. Все другие цели неверны, второстепенны и должны служить осуществлению первой».

В стандартах высшего профессионального педагогического образования определена квалификационная характеристика, которая содержит описание готовности к обучению и воспитанию учащихся с учетом специфики изучаемого предмета, а также перечень профессиональных знаний, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач.

«Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приёмы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе».

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования указано также, что выпускник, получивший квалификацию «учитель истории», должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предмета и воспитательную работу; программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Проблема «интереса» в контексте музыкального воспитания старших дошкольников
Проблема воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста принадлежит к числу важнейших. Необходимость приобщения к культурному наследию начиная с дошкольного возраста и важность этого процесса для развития ребенка подчеркивается в трудах Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, Д.Б.Кабале ...

Особенности развития творческих способностей дошкольников
Характерной особенностью расширения проблематики исследований развития творческой личности в системе образования в последние годы стал значительный рост числа работ, в которых изучается индивидуальность и особенности ее становления в различном возрасте. Особенно интересными и практически значимыми ...

Качественная характеристика внимания глухих учащихся
Под качественной характеристикой внимания принято понимать степень адекватности выполнения задачи на протяжении всего процесса деятельности. При характеристике внимания как сложного психического процесса выделяют ряд его функций, к числу которых, прежде всего, относят селекцию воздействий. Селекция ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru