Личность дошкольника с нормальным развитием речи

Страница 6

В дошкольном возрасте у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщённое представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник учится соотносить своё поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщённым представлением. Взрослый помогает ребёнку овладеть нравственными соотносящими действиями, способностью к моральной оценке своих поступков.

В дошкольном возрасте нравственные представления ребёнка влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребёнок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.

Таким образом, развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Главное – создать условия, когда норма морали начнёт регулировать реальное поведение ребёнка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию. Тогда сознание ребёнка переходит с результата на процесс выполнения нормы, и он следует норме ради неё самой, потому что не может поступать иначе. А соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребёнка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступая собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребёнок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.

Итак, основными особенностями нравственного развития детей дошкольного возраста являются:

формирование первых моральных суждений и оценок, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

возрастание действительности нравственных представлений;

возрастание сознательной нравственности, то есть поведение ребёнка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Развитие способностей. Способности – это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и лёгкость её освоения.

Способности принято разделять на общие и специальные. Общие такие, как наблюдательность, хорошая память, творческое воображение, важны для многих видов деятельности. Специальные важны только в конкретных видах деятельности – изобразительной, музыкальной, литературной и прочих. Высшим проявлением способностей выступают талант и гениальность.

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей – склонность к какому виду деятельности. Выполняя её, ребёнок испытывает радость, удовольствие. Чем больше ребёнок занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать; ему интересен не результат, а сам процесс. Наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с трёх – четырёх лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Так, за первые три года жизни ребёнок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНР
Выявлено использование театральных игр для формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНРаРа Использование театральных игр на логопедических занятиях позволяет успешно вести работу по всем этим направлениям. Знакомя детей с содержанием художественных произведений: стихов, потешек, ...

Теоретические основы формирования навыков чтения у младших школьников с дислексией
При разработке методики формирующего эксперимента нами учитывались общие и специфические особенности навыков чтения у младших школьников, выявленные в ходе проведения констатирующего эксперимента. В том числе, мы опирались на современные положения о формировании навыков письма и чтения у детей, об ...

Описание проведенного эксперимента: цель, задачи, разработка
Для проверки гипотезы, поставленной в ходе выполнения работы, нами был проведен эксперимент по применению балльно-рейтинговой технологии оценивания в старших классах. Цель данного эксперимента – проверить на практике эффективность применения балльно-рейтинговой технологии оценки достижений старшекл ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru