Личность дошкольника с нормальным развитием речи

Страница 5

Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщёнными. Так, словесное обозначение собственных переживаний и вызвавших их причин способствует осознанию своих чувств. Всё более глубокое проникновение в суть вещей, понимание внутренней сущности предметов и явлений влекут за собой разумность чувств. Ведь часто беззаботность, бездушие, безучастность, жестокость по отношению к животным (мучает котёнка, дёргает за хвост собаку) или близким (играет в мячик, когда дедушка отдыхает) объясняются отсутствием должного понимания результатов своих действий. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы глубокое понимание ребёнком тех или иных фактов действительности сочеталось с соответствующим отношением к ним.

В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно – ролевой игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.

Итак, основными особенностями эмоционального развития в дошкольном возрасте являются:

осваивание ребёнком социальных форм выражения чувств;

изменение роли эмоций в деятельности ребёнка, формирование эмоционального предвосхищения;

чувства становятся более осознанными, обобщёнными, разумными, произвольными, внеситуативными; развиваются динамика и содержание чувств;

формирование высших чувств – нравственных, интеллектуальных, эстетических.

Нравственное развитие. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребёнок учится добровольно следовать нормам морали, даже если её нарушение связано с личной выгодой и ребёнок уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребёнок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребёнка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям.

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности нравственных представлений. Ребёнка не удовлетворяют неопределённые ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А ко всем, кто препятствует осуществлению замыслов этих героев, относятся резко отрицательно. Ребёнок стремится подражать любимым героям. Возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, когда ребёнок активно переживает события, в которых не участвовал и тем самым понимает мотивы поступков героев, дифференцирует своё эмоциональное отношение и моральную оценку. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребёнка в соответствии с определённой характеристикой. Например, волк – носитель отрицательных качеств, а заяц – положительных.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Обучающие программы
Обучающая программа (ОП) - это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП является л ...

Модель личности россиянина-дальневосточника
Развитие организма и психики (тела и души) россиянина-дальневосточника в образовании зависит не только от целенаправленного воспитания и обучения, но и от особенностей ландшафта, природного окружения, климата, геополитического положения, социума, демографической ситуации, культуры, истории развития ...

Беседа как один их методов совершенствования культуры общения
Учителями начальной школы накоплен богатый опыт работы по формированию и совершенствованию культуры общения и речевого этикета на уроках русского языка. Одним из распространенных методов работы является беседа (термин беседы). В педагогической литературе предлагается беседа на тему «Волшебные слова ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru