Личность дошкольника с нормальным развитием речи

Страница 3

развитие способности мотивировать самооценку;

появление осознания себя во времени, личное сознание.

Развитие воли. Под волей понимается сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели.

Важнейшее приобретение дошкольного возраста состоит в превращении поведения ребёнка из «полевого» в «волевое» (А.Н. Леонтьев). Главные характеристики «полевого» поведения преддошкольника – импульсивность и ситуативность. Ребёнок действует не задумываясь, под влиянием спонтанно возникших переживаний. А цели и содержание его деятельности определяются внешними предметами, компонентами ситуации, в которой находится ребёнок.

Около трёх лет в связи с развитием личного действия и самосознания у преддошкольника возникают личные желания, вызывающие его активность, которые выражаются в форме: «Я хочу» или «Я не хочу». Их появление знаменует начало становления воли, когда преодолевается ситуативная зависимость в поведении и деятельности.

В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребёнок овладевает целеполаганием, планированием, контролем. Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание – умение ставить цель деятельности. Оно развивается у дошкольника по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом изменяются и по содержанию. Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями. А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих. Как подчёркивал Л.С. Выготский, самым характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивами самого ребёнка. Мотив, побуждая детей к деятельности, объясняет, почему выбрана та или иная цель.

В дошкольном возрасте складывается соотношение мотивов друг с другом – их соподчинение. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника, подчиняя себе другие мотивы. Но эта система мотивов легко нарушается под влиянием яркого эмоционального побуждения, что приводит к нарушению хорошо известных правил.

Соподчинение мотивов у дошкольника, как показали исследования А.Н. Леонтьева, первоначально происходит в непосредственной социальной ситуации общения со взрослым. Соотношение мотивов задаётся требованием старшего и контролируется взрослым. И лишь позднее соподчинение мотивов появляется тогда, когда этого требуют объективные обстоятельства. Теперь дошкольник может стремится к достижению непривлекательной цели ради чего-нибудь другого, значимого для него. Или может отказаться от чего – то приятного, чтобы достичь более важного или избежать нежелательного. В результате этого отдельные действия ребёнка приобретают сложный, как бы отражённый смысл.

Таким образом, поведение ребёнка превращается во внеситуативное личностное, теряет свою непосредственность. Оно направляется представлением о предмете, а не самим предметом, то есть появляется идеальная мотивация; например, мотивом становится нравственная норма.

В дошкольном детстве у детей развивается интерес к новым более важным, более «взрослым» видам деятельности (чтению и счёту) и стремление их выполнять, что вызвано формированием у них предпосылок учебной деятельности. У старших дошкольников познавательные мотивы всё больше отделяются от игровых. В дидактической игре познавательные мотивы выходят на первый план. Дети получают удовлетворение от решения не только игровой, но и умственной задачи, от интеллектуальных усилий, с помощью которых эти задачи решались.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Работа над выразительностью устной речи школьников с нарушенным слухом
Речь глухих обычно резко отличается от речи нормального человека. Ей недостает внятности, выразительности, благозвучности: она монотонна, часто неестественно груба. Глухой, подобно речевой машине, произносит звук за звуком, не связывая элементы в единое целое. Причиной тому в значительной мере явля ...

Система воспитательной работы в школе
В процессе развития общества сложилось и развивается большое разнообразие отношений, которые определяют умонастроение, деятельность и поведение личности и выступают в качестве важнейших компонентов ее всестороннего формирования. Эти отношения можно расчленить на следующие группы. Первую группу сост ...

Этиология, симптоматика и классификация нарушений чтения
Среди нарушений чтения у детей исследователи выделяют специфические расстройства (дислексии), и неспецифические их варианты. Последние обычно возникают в связи с отставанием в умственном развитии или вследствие сенсорных дефектов (нарушения зрения или слуха). При этом степень выраженности отставани ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru