Личность дошкольника с нормальным развитием речи

Страница 2

Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причём изменяется и содержание мотивировок. В исследовании Т.А. Репиной показано, что четырёх – пятилетние дети связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих. В пять – семь лет дошкольники обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. Но даже в шесть – семь лет не всегда дети могут мотивировать самооценку.

К семи годам у ребёнка происходит важное преобразование в плане самооценки. Она из общей становится дифференцированной. Ребёнок делает выводы о своих достижениях: он замечает, что с чем – то справляется лучше, а с чем – то хуже.

Кроме осознания своих качеств старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков. Они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, и собственный опыт.

В объяснении поступков других людей дошкольник зачастую исходит из своих интересов и ценностей, то есть собственной позиции в отношении окружающего.

Постепенно дошкольник начинает осознавать не только свои нравственные качества, но и переживания, эмоциональное состояние. Также старшего дошкольника интересуют некоторые психические процессы, происходящие в нём самом.

В дошкольном детстве начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания – осознание себя во времени. Ребёнок первоначально живёт только настоящим. С накоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого. Старший дошкольник просит взрослых рассказать о том, как он был маленьким, и сам с удовольствием вспоминает отдельные эпизоды недалёкого прошлого. Характерно, что полностью не осознавая изменений, происходящих в нём самом с течением времени, ребёнок понимает, что раньше он был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его интересует прошлое близких людей.

Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний – всё это составляет начальную форму осознания ребёнком себя, возникновение «личного сознания» (Д.Б. Эльконин). Оно появляется к концу дошкольного возраста, обуславливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношения со взрослыми.

Важной составляющей самосознания является осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу, то есть половой идентичности. На протяжении всего дошкольного возраста интенсивно идут процессы половой социализации и половой дифференциации. Они состоят в усвоении ориентаций на ценности своего пола, в усвоении социальных стремлений, установок, стереотипов полового поведения. Теперь дошкольник обращает внимание на различия мужчин и женщин не только во внешности, одежде, но и в манере вести себя. Закладываются основы представлений о мужественности и женственности.

Итак, основными особенностями развития самосознания в дошкольном возрасте являются:

сохранение общей положительной самооценки;

возникновение критического отношения к оценке себя взрослым и сверстником;

формирование осознания своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний и некоторых психических процессов;

к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Проблема сюжетно-ролевой игры в современных исследованиях
В современной зарубежной психологии значительное число экспериментальных исследований посвящено психотерапевтическому аспекту игры. Современные последователи, работающие в традиции психоанализа, вслед за Д. Винникоттом и Э. Эриксоном рассматривают игру как процесс освоения ребенком межличностных от ...

Процедура определения психологической готовности к школе
Диагностика готовности к школе может преследовать следующие цели: понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе; выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, на ...

Вторичная диагностика результатов индивидуальной работы с трудновоспитуемыми детьми в условиях детского дома
Для того, чтобы проверить эффективность нашей работы, мы провели вторичную диагностику. Для этого были использованы те же диагностические методики, которые применялись при первичной диагностике. I) При повторном заполнении "Карты наблюдения Д. Стотта" также была организована совместная ра ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru