Специфика преподавательской деятельности учителя истории

Педагогика сегодня » Профессиональные качества учителя истории » Специфика преподавательской деятельности учителя истории

Страница 2

– овладевать приемами критики источника, умением рассматривать его в общем контексте исторических знаний; сопоставлять исторические версии и оценки, выявляя составляющие их основу мировоззренческие подходы;

– приобретать навыки исследовательской деятельности по изучению прошлого, опыт поисковой работы, собирания источников (краеведческих материалов), написания рефератов, научных докладов и т.д.

– формировать умения определять и аргументировать свою позицию в ситуациях исторического диалога, диалога культур, обсуждения дискуссионных проблем истории и современности.

Особенности методической системы зависят от места и роли учебного предмета в образовательной программе школы: в профильном классе история является основным предметом в профильном ядре, в который также могут входить литература, русский язык, иностранный язык, история искусств, история философии и т.д.; факультативы, отражающие профильную направленность и региональную специфику. Особенности содержания образования в профильном историческом классе будут состоять в следующем: более детально изучаются отдельные темы и сюжеты, имеющиеся в базовой школе, например, Великая Отечественная война (в обычной школе это может составлять 8 часов и 16 часов в профильном классе). Содержание образования может структурироваться не по хронологическому, а по проблемно-тематическому принципу. В профильном классе предполагается изучение истории как научной дисциплины (знакомство учащихся с типами и видами исторических источников; включение знаний об историках, которые рассматривали эти вопросы; знакомство с работами и методами работы историков).

Основной формой организации познавательной деятельности будет являться самостоятельная работа с различными источниками исторической информации. В структуре самостоятельной работы обязательно предусматриваются элементы исторического исследования – учащимся предлагаются исследовательские проекты.

Учитель истории должен уметь организовать дифференцированное (разноуровневое) обучение на уроках истории, для чего необходимо определить уровень развития способностей ученика (объем имеющихся исторических знаний как фактического, так и теоретического уровня, предпочитаемые способы изучения истории, отношение к учебному предмету, уровень профессиональной направленности).

При организации учебного процесса учитель подбирает учебные цели и задачи трех типов:

1) задания на воспроизведение (тренировка памяти).

2) задания на преобразование, объяснение исторических процессов и явлений.

3) творческие задания, обеспечивающие развитие новых способов деятельности.

Учитель должен предусмотреть использование различных форм – фронтальных, групповых и индивидуальных работ на всех этапах обучения. Для успешной организации учебного процесса отбираются специальные приемы дифференцированной помощи, к которым можно отнести: указание к правилу, на которое опирается упражнение или вопрос, дополнение к заданию в виде схемы, рисунка, указания на аналогичную задачу, которую решили ранее, непосредственное расчленение сложного на элементарное, сообщение ответа.

При изучении нового материала учитель выделяет три степени раскрытия исторических процессов и осуществляет предъявление исторической информации на уровне обязательного усвоения, объяснения исторических процессов и явлений и уровне развивающем, обеспечивающем привлечение дополнительных сведений (методологические принципы, сведения об ученых).

На этапе усвоения может использоваться методика свободного выбора задания: на соответствие обязательным результатам обучения (типа «опишите», «расскажите»), на преобразование исторической информации (типа «объясните», «охарактеризуйте»), применение знаний в творческой ситуации (типа «выявите тенденции», «обоснуйте точку зрения», «докажите», «оцените»).

Следовательно, для реализации дифференцированного подхода в форме уровневой и профильной дифференциации учителю истории необходимо осуществлять следующие действия.

1. Изучение учащихся с целью определения уровня обученности по истории.

2. Создание обучающей среды, которая предполагает

а) организацию и использование учебного материала различного уровня сложности;

б) использование на всех этапах урока различных форм организации учащихся (индивидуальная, групповая, фронтальная);

в) создание условий для выбора способов выполнения учебных задач (устный, письменный, графический);

г) использование творческих ситуаций;

д) наличие познавательных задач трех уровней;

е) оказание дозированной помощи;

ж) наличие различных целей и требований к уровню подготовки.

Профессиональная деятельность учителя истории при всей своей специфике принадлежит к системе «человек – человек». Ориентация на человека является общей, универсальной характеристикой для всех педагогов. Поэтому наиболее значимым компонентом профессиональной деятельности учителя является владение комплексом научно-практических знаний о человеке вообще и о ребенке конкретного возраста, в частности. И самое главное использовать эти знания в своей деятельности.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Структурные компоненты педагогической системы
Анализ практики и специальных исследований показывает, что коллектив педагогов может эффективно осуществлять достижение целей не только при условии расширения его функций, но и при их обоснованной дифференциации и координации деятельности. Так возникает проблема уровней управляющей системы. Структу ...

Развитие основных познавательных процессов и внимания в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст является сенситивным периодом развития ребенка. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения ...

История педагогической мысли
Начало нашей эры стало свидетелем глубочайших кризисов античного мира. Огромная Римская Империя перестала выдерживать свою собственную тяжесть. Кризисы III и V вв. привели к ее исчезновению на Западе и к превращению к VII в. Восточной Римской Империи в Византию. С крушением Западной Римской Империи ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru