Преподавание истории в школе – процесс сложный и многогранный. Уроки истории обладают колоссальным воспитательным потенциалом. К сожалению, в России развитие исторической науки оставляет желать лучшего, нет четко разработанного подхода к преподаванию истории в школе и вузе.
В школах с углубленным и профильным изучением истории наряду с общими целями достигаются и специфические цели. На старшей ступени школы изучаются курсы истории базового уровня (для общеобразовательных непрофильных школ и классов) и повышенного уровня (для школ и классов гуманитарного и социально-экономического профиля, с углубленным изучением истории). Они отличаются составом задач, объемом учебного времени, отбором исторического материала.
При определенном различии приоритетов, существующих в отдельных курсах истории, общий подход к целеполаганию состоит в направленности на формирование опыта познавательной, личностно и социально значимой деятельности, мотивов для дальнейшего образования и самообразования. В содержании курсов расширяется состав методологических знаний, сфера самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся, предусматривается более широкое, чем на предшествующей ступени обучения, использование исторических источников и литературы.
Кроме предметных целей обучения, в классах различной направленности могут реализовываться и прагматические задачи:
1) удовлетворение потребностей детей, проявляющих интерес к истории склонных к будущей деятельности в этой области;
2) осуществление профессиональной ориентации;
3) создание предпосылок для поступления в гуманитарные вузы и обучения в них.
При организации учебной деятельности учитель должен ориентироваться на требования к уровню подготовки выпускников по истории.
Обучение истории на общеобразовательном уровне средней (полной) должно предоставить учащимся возможность:
– составлять целостное представление об истории человеческого общества и историческом пути России; о крупнейших исторических эпохах и цивилизационных общностях древности, средневековья, нового и новейшего времени; знать основные концепции исторического развития человечества и истории России, хронологические рамки и периодизацию основных эпох и наиболее значительных процессов;
– получать знания о традиционном и индустриальном обществе; о процессах модернизации в разных регионах и странах, месте в них реформ и революций; об эволюции материального производства, социальных структур общества, о системах отношений власти, общества и личности в разных исторических общностях; о человеке в истории (индивидуальности и «человеке типическом»);
– выявлять и осмысливать особенности исторического пути России и населяющих ее народов, общее и особенное в развитии государственности, экономических и социальных отношений, духовной культуры; составить представление об опыте модернизации России, важнейших реформах и революциях;
– овладевать навыками синхронизации, сопоставительного анализа событий и явлений, относящихся к разным историческим общностям, странам, в особенности – истории России и всеобщей истории;
– развивать умения изучать и анализировать источники исторической информации, высказывать суждение об их достоверности, ценности; соотносить данные разных источников;
– сопоставлять разные версии и оценки исторических событий и личностей, выявляя общее и различия; определять и обосновывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии;
– приобретать опыт активного освоения исторического и культурного наследия своей страны и других стран мира, стремление сохранять и приумножать его.
Обучение истории на профильном уровне должно предоставить учащимся возможность:
– овладевать элементами философско-исторических и методологических знаний об историческом времени и пространстве; об общей периодизации исторического процесса; о концепциях исторического движения, смены эпох; о возможностях социологического, культурологического и антропологического подходов к объяснению истории;
– развивать способности осмысливать явления и события отечественной и всеобщей истории в широком историческом контексте, на разных уровнях (история России и мира, история государств и народов, история региональная, этнонациональная, история человека и т.д.);
– систематизировать знания об истории России – основных периодах; процессах социально-экономического и политического развития; особенностях отношений власти, общества и личности; политических и общественных движениях; роли духовной культуры в общественном развитии; о человеческом факторе в российской истории; о проблемах модернизации, опыте реформаторского и революционного преобразования России;
– осваивать начала источниковедческих и историографических знаний;
Материалы о воспитании и обучении:
Тренировка, как компонент системы подготовки спортсменов
В системе подготовки волейболистов тренировка - составная часть блока функций реализации целей. Через спортивную тренировку осуществляется реализация целей системы подготовки: становление навыков игры, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, расширение арсенал ...
Содержание и структура правового образования в школе
Настоящая концепция отстаивает всесторонний подход к реализации идеи правового образования в школе. Оно не может быть реализовано исключительно в рамках отдельного учебного курса. Более эффективным является включение компонентов правового образования в тематику различных школьных предметов и внешко ...
Требования, предъявляемые к программному обеспечению
учебного назначения
Требования к обучающим программам Существуют общие требования к качеству любого программного продукта: производительность; легкость и простота использования; гибкость (возможность изменять, добавлять, расширять); способность к взаимодействию (возможность интегрировать с другими приложениями); целос ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.