Специфика преподавательской деятельности учителя истории

Педагогика сегодня » Профессиональные качества учителя истории » Специфика преподавательской деятельности учителя истории

Страница 1

Преподавание истории в школе – процесс сложный и многогранный. Уроки истории обладают колоссальным воспитательным потенциалом. К сожалению, в России развитие исторической науки оставляет желать лучшего, нет четко разработанного подхода к преподаванию истории в школе и вузе.

В школах с углубленным и профильным изучением истории наряду с общими целями достигаются и специфические цели. На старшей ступени школы изучаются курсы истории базового уровня (для общеобразовательных непрофильных школ и классов) и повышенного уровня (для школ и классов гуманитарного и социально-экономического профиля, с углубленным изучением истории). Они отличаются составом задач, объемом учебного времени, отбором исторического материала.

При определенном различии приоритетов, существующих в отдельных курсах истории, общий подход к целеполаганию состоит в направленности на формирование опыта познавательной, личностно и социально значимой деятельности, мотивов для дальнейшего образования и самообразования. В содержании курсов расширяется состав методологических знаний, сфера самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся, предусматривается более широкое, чем на предшествующей ступени обучения, использование исторических источников и литературы.

Кроме предметных целей обучения, в классах различной направленности могут реализовываться и прагматические задачи:

1) удовлетворение потребностей детей, проявляющих интерес к истории склонных к будущей деятельности в этой области;

2) осуществление профессиональной ориентации;

3) создание предпосылок для поступления в гуманитарные вузы и обучения в них.

При организации учебной деятельности учитель должен ориентироваться на требования к уровню подготовки выпускников по истории.

Обучение истории на общеобразовательном уровне средней (полной) должно предоставить учащимся возможность:

– составлять целостное представление об истории человеческого общества и историческом пути России; о крупнейших исторических эпохах и цивилизационных общностях древности, средневековья, нового и новейшего времени; знать основные концепции исторического развития человечества и истории России, хронологические рамки и периодизацию основных эпох и наиболее значительных процессов;

– получать знания о традиционном и индустриальном обществе; о процессах модернизации в разных регионах и странах, месте в них реформ и революций; об эволюции материального производства, социальных структур общества, о системах отношений власти, общества и личности в разных исторических общностях; о человеке в истории (индивидуальности и «человеке типическом»);

– выявлять и осмысливать особенности исторического пути России и населяющих ее народов, общее и особенное в развитии государственности, экономических и социальных отношений, духовной культуры; составить представление об опыте модернизации России, важнейших реформах и революциях;

– овладевать навыками синхронизации, сопоставительного анализа событий и явлений, относящихся к разным историческим общностям, странам, в особенности – истории России и всеобщей истории;

– развивать умения изучать и анализировать источники исторической информации, высказывать суждение об их достоверности, ценности; соотносить данные разных источников;

– сопоставлять разные версии и оценки исторических событий и личностей, выявляя общее и различия; определять и обосновывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии;

– приобретать опыт активного освоения исторического и культурного наследия своей страны и других стран мира, стремление сохранять и приумножать его.

Обучение истории на профильном уровне должно предоставить учащимся возможность:

– овладевать элементами философско-исторических и методологических знаний об историческом времени и пространстве; об общей периодизации исторического процесса; о концепциях исторического движения, смены эпох; о возможностях социологического, культурологического и антропологического подходов к объяснению истории;

– развивать способности осмысливать явления и события отечественной и всеобщей истории в широком историческом контексте, на разных уровнях (история России и мира, история государств и народов, история региональная, этнонациональная, история человека и т.д.);

– систематизировать знания об истории России – основных периодах; процессах социально-экономического и политического развития; особенностях отношений власти, общества и личности; политических и общественных движениях; роли духовной культуры в общественном развитии; о человеческом факторе в российской истории; о проблемах модернизации, опыте реформаторского и революционного преобразования России;

– осваивать начала источниковедческих и историографических знаний;

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Анализ программ по русскому языку
11 декабря 1996 года состоялась коллегия «О проблемах и перспективах развития начального образования в Российской Федерации», которая отметила, что в настоящее время в школе представлены три системы начального образования, базирующиеся на традиционной системе обучения, а также на теориях, разработа ...

Этиология, симптоматика и классификация нарушений чтения
Среди нарушений чтения у детей исследователи выделяют специфические расстройства (дислексии), и неспецифические их варианты. Последние обычно возникают в связи с отставанием в умственном развитии или вследствие сенсорных дефектов (нарушения зрения или слуха). При этом степень выраженности отставани ...

Принципы и методы отбора содержания курса информационные технологии
Принципы и методы отбора содержания обучения в вузе на общетеоретическом уровне рассматривались в работах Кузнецова А.А., Кузнецова Э.И. Бешенкова С.А., Жданова С.А, С.А.Архангельского, Е.Л.Белкина, В.И.Кагана, Ю.М.Калягина, В.М.Монахова, А.М.Пышкало и др. По мнению многих авторов, например, А.А.До ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru