Неполная семья, как объект социальной работы

Страница 2

Современное общество выделяет множество различных форм семьи, начиная от совместного проживания нескольких семей до однополых родителей. Можно спорить о моральной стороне данного вопроса, но это факт, от которого никуда нельзя деться.

Итак, сделав краткий экскурс в историю, можно отметить ту роль, которую играет семья в жизни всего общества не зависимо от того, в какой она форме существует. Но тем не менее, не смотря на произошедшие изменения, до сих пор основа семьи носит экономический характер. Ничто так не объединяет людей, как стремление выжить в нашем сложном мире. Семья создаёт благоприятную атмосферу для полного развития личности, если конечно, быт семьи организован правильно.

Что касается воспитания подрастающего поколения, то и здесь семья играет главную роль. Где как не в семье ребёнок получает определённый жизненный пример? Где как не в семье ребёнок учится себя вести, жить, приобретает определённые навыки? Именно поэтому неполная семья рассматривается обществом как дефектная. Отсутствие одного из родителей не позволяет в полной мере реализовываться членам такой семьи. А самое главное, что делает неполную семью объектом социальной работы - это её экономическое положение. Как правило, неполная семья, а особенно если речь идёт об отсутствии мужской половины, находится в тяжёлом материальном положении и нуждается в поддержке со стороны государства.

Таким образом, семья - это социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми. Семья рассматривается как малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении и связанная общностью быта, отношениями взаимопомощи и взаимной ответственностью. И не полная семья не в состоянии дать её членам всё то, что она может дать. Если в нормальной семье имеет место распределение обязанностей между мужем и женой, то в не полной семье все заботы возложены на одного родителя, при этом объём забот никоим образом не уменьшается. Один родитель должен следить за воспитанием ребёнка, зарабатывать деньги, организовывать досуг семьи, а всё это не так уж и просто.

Распад семьи меняет её привычный уклад, что осложняет процесс полоролевой социализации подростка. Перестраиваются социальные связи распавшейся семьи. Чаще ребёнок остается жить с матерью. Разведенная мать теряет часть приобретенных за время замужества знакомств, друзей бывшего мужа. В ее семье менее желанными гостями становятся и родственники по линии мужа, что обедняет социальное окружение подростка, лишает его привычных эмоциональных связей. Материальные и социальные проблемы - причина душевных переживаний одинокой матери, сопряженных с неустойчивостью настроения, повышенной раздражительностью. Гневная раздражительная реакция матери на пустячную неурядицу, которая раньше вызывала замечание, шутку мамы или папы, часто провоцирует ответное, агрессивное поведение подростка.

Лишившись постоянного общения с отцом, подросток теряет долю уверенности в том, что его любят, защищают, понимают. Это в свою очередь деформирует развитие личности. Идет крен в развитии образа "Я" в сторону феминизации у мальчика (юноши) или маскулинизации у девочки (девушки).

Но независимо от того, кто стоит во главе неполной семьи - мужчина или женщина, следует помнить, что для гармоничного развития личности необходимо, чтобы подросток приобрёл опыт взаимоотношений с обоими родителями через адекватные модели материнского (женского) и отцовского (мужского) поведения. В неполной, в том числе и материнской, семье это сделать трудно. Но есть выход из положения, который помогает компенсировать недостаток мужского (или женского, если воспитывает отец) влияния на подростка: появляется отчим (мачеха), активное участие в судьбе подростка принимает дедушка (бабушка) и другие родственники. Думающие об интересах подростка матери (отцы) ищут выход из положения.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Жизнь и педагогическая система А.С. Макаренко
Антон Семенович родился 1(13) марта 1888г. г. Белополье, в Харьковской губернии, на Украине, в потомственной рабочей семье. На следующий день был крещён. Родился он недоношенным (мать несла вёдра на коромысле, поскользнулась, упала навзничь). Антон долго болел, ходить стал лишь в полтора года. Лет ...

Программа занятий
Музыкальное занятие Ходьба - «Марш» (муз. Ломовой) - ходить бодро. Бег - муз. «Ах, ты, береза» - бегать врассыпную легко, останавливаться (русская народная песня) с окончанием музыки. Выставление ноги с пятки на музыку - познакомиться с движением, русской народной песни «Пойду ли я» учить двигаться ...

О взаимосвязи образования в онтологическом и социально-педагогическом смысле слова
Если рассматривать образование как один из социальных институтов, то он всегда существенно влиял на состояние Ойкумены и утверждение той или иной цивилизации, того или иного общественного, в том числе и государственного, устройства. Идея не нова. Она высказывалась и ранее социалистами-утопистами, р ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru