Профессиональный портрет социального педагога

Страница 1

Социальные педагоги - специалисты высшей квалификации, люди особой, деликатной профессии. Спектр их деятельности широк и разнообразен. В зависимости от профиля специализации, социальный педагог может работать непосредственно в жилом доме или специализированном учреждении (отделении социальной помощи, детском доме, центре реабилитации, социальном приюте, медико-психологической консультации, телефоне "Доверие" и др.). Особая специальная категория этих специалистов работает в закрытых учреждениях (детских колониях, лечебницах, госпиталях и других).

Забота социального педагога распространяется практически на все возрастные категории населения и предусматривает активизацию социокультурных и социально-педагогических функций общества, семьи и личности. Являясь посредником в системе их взаимодействия, этот институт влияет на становление гуманистических, доброжелательных, нравственно здоровых отношений в социуме, формирование системы ценностных ориентации личности - к социальному окружению, природе, к своему здоровью.

Опираясь на практический опыт социальной работы, в нашей стране можно выделить следующие наиболее базовые характеристики социальных педагогов независимо от профиля, специализации:

способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между ребёнком, семьей с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами, с другой, выполнять своеобразную роль "третьего человека", связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;

умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать ребёнка к той или иной деятельности;

умение работать в условиях неформального общения, оставаясь в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего появлению инициативы, активной, субъективной позиции ребёнка;

способность соучаствовать, coпepеживать ребёнку в решении его проблем;

умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных, коммуникабельность, экстравертность.

Для этого социальный педагог должен знать:

основные закономерности развития личности, специфику потребностей различных категорий и возрастных групп, их интересов, установок, мотивов, степень их удовлетворенности, специфику работы в специальной среде, в семье, в объединениях, группах, компаниях, современное состояние и тенденции развития подростковых и молодежных сообществ, движений, организаций, их роль, место и влияние на личность ребенка, подростка, функции и права системы государственных и общественных институтов, социально-педагогические, демографические, экологические особенности среды, в которой организуется работа, принципы организации досуга, общения, организации свободного времени;

основы трудового законодательства, правила охраны труда, техники безопасности, дорожного движения, пожарной безопасности;

методику диагностических исследований и развития личности, семьи, среды;

навыки влияния на организацию социально ценных видов общественной, трудовой и досуговой деятельности;

методы анализа и программирования своей работы в социуме;

методы работы с семьей и оказание ей помощи и поддержки, методики работы с различными "группами риска", с категориями, нуждающимися в особой защите (дети с дивиантным поведением). У социального педагога основная роль - воспитательная функция социальной помощи и защиты.

Социальный педагог, помимо профессиональных навыков, общекультурной и мировоззренческой подготовки, должен обладать рядом способностей, определенным набором психологических характеристик. Также, важным является знание компьютера и наличие навыков работы на нём, что помогает социальному педагогу оперативно проводить различные тестирования для выявления основных свойств личности.

При решении вопроса о профессиональной пригодности претендентов на роль социального педагога, необходимо определять:

моральные качества;

преимущественные мотивы поведения;

отношение к окружающей действительности;

социальную сознательность;

уровень мотивации при выборе профессии;

профессиональные установки;

широту кругозора;

удовлетворенность собой и выбором профессии;

симптомы усталости.

Выше перечислены требования, предъявляемые к социальному педагогу с учётом специфики его деятельности. Более конкретные квалификационные требования, которые закреплены на законодательном уровне, представлены в Постановлении Минтруда РФ от 12 октября 1994 г. № 66 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников бюджетных учреждений и организаций службы социальной защиты населения Российской Федерации". Настоящие тарифно-квалификационные характеристики призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями и специалистами, а также обеспечению единства в определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований по разрядам оплаты.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Использование общепринятых формул общения в различных ситуациях общения
Прежде всего собеседника необходимо подготовить к прощанию. Этикет требует, чтобы мы как-то подвели собеседника к окончанию контекста. Это может быть упоминание о позднем часе, благодарность за приятно проведенный вечер, извинение за отнятое время, комплименты хозяйке дома, если вы были в гостях. П ...

Характеристика детского коллектива
Практика проходила в старшей группе детского сада. Количество воспитанников 21: 13 девочек и 8 мальчиков. За время прохождения практики все дети показали себя как добрые и неконфликтные. Активно взаимодействуют как со сверстниками, так и взрослыми. Некоторые дети, находясь в обществе сверстников в ...

Правила обучения и общения с юношами и девушками
Педагогическая психология подчеркивает важность реализации всех активизирующих интеллектуальную деятельность подростка принципов обучения: его проблематизацию, диалогизацию; индивидуализацию, активно-действенные формы организации усвоения. Содержание учебной деятельности должно включаться в общий с ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru