Социальный педагог должен знать законы об охране материнства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве ребенка на пенсию. Здесь следует помнить, что в истории нашего общества долгое время дети считались собственностью родителей и разговора о правах ребенка не было.
Вопросами, которые решает социальный педагог в своей профессиональной деятельности также являются вопросы усыновления, права приемных детей, особенности семей с приемными детьми. Он должен помнить, что приемные дети в подростковом возрасте, в период своего взросления, повышенной возбудимости, вступают в конфликты с приемными родителями.
Социальный педагог сталкивается с проблемой лишения родительских прав. Это тяжелая крайняя мера, к которой прибегают, когда родители не выполняют своих обязанностей, злоупотребляют ими, вредно влияют на развитие ребенка, жестоко обращаются с ним. В таких случаях ребенок определяется в детский дом, на опеку или попечительство.
Вопросы планирования в деятельности социального педагога являются основополагающими. От правильности, объективности, планирования работы зависит эффективность и результативность деятельности. Социально - педагогическая работа планируется на год (перспективный план работы), на месяц (исходя из годового плана с учетом реальной обстановки, потребности), и составляется план работы с каждой конкретной семьей. Наивысшая форма планирования работ - составление авторской программы.
В своей работе социальный педагог взаимодействует со следующими социальными институтами:
органы опеки и попечительства:
органы управления социальной защиты населения;
органы внутренних дел;
органы управления здравоохранением;
органы управления образованием;
комиссия по делам несовершеннолетних;
отдел профилактики преступлений среди несовершеннолетних;
прокуратура;
суд;
жилищно-эксплуатационный участок;
приюты, центры;
отделы ЗАГСа;
специалист по охране детства;
центр временной изоляции несовершеннолетних;
бюро технической инвентаризации.
Важное значение в своей работе социальный педагог должен придавать защите прав ребёнка. Главным правовым документом здесь является Конвенция о защите прав ребёнка, принятая в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН. Права ребёнка также защищены Законом РФ "Об образовании" (статьи 5, 6, 32, 50, 51 и другие). Так в статье 15 закона Российской Федерации "Об образовании" записано, что применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся воспитанникам не допускаются. Социальный педагог должен понимать, какие именно действия квалифицируются как физическое и психическое насилие.
К большому сожалению, в наших школах преобладает авторитарный стиль общения в системе: "администрация - учитель - ученик". Более того, в школах практикуются различные виды насилия над учеником. Всё это в конечном итоге ведёт к формированию у детей социальной апатии или цинизма.
Самым грубым и жестоким видом является физическое оскорбление. Подвергаются ему в наибольшей степени ученики младшего школьного возраста. В "методике" педагогической работы некоторых учителей заложен такой "метод воспитания", как удар ребёнка по голове указкой или линейкой. Нравственно эстетическое сознание ребенка в начальных классах находится на стадии становления. Ему сложно ориентироваться в своих чувствах, ведь этому возрасту свойственно уникальное и уязвимое качество души - доверие.
Что касается психического насилия, то оно получило ещё большее распространение. Сюда можно отнести и наказание трудом, личное оскорбление, публичное оскорбление и многое другое.
Таким образом, именно социальный работник должен выступать координатором организации в детском учреждении системы реальной защиты прав ребёнка в виде социальной службы, принципами деятельности которой являются:
1) Объективность - принятие во внимание как можно большего числа аспектов жизнедеятельности конкретного школьного коллектива и отдельной личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности;
2) Коммуникативность - организация широких связей (с администрацией школы, педагогами, учащимися, родителями, врачами, психологами, юристами и т.д.) для получения разнообразной информации о жизни школьного коллектива, для свободной ориентации во всех его делах, быстрого нахождения средств квалифицированной помощи.
3) Интеграция - аккумулирование полученной информации в замкнутую систему, обеспечивающую ее неразглашение и анонимность респондентов.
4) Оперативность - быстрое разрешение назревших или профилактика назревающих проблем и конфликтов.
5) Автономность - независимость от администрации школы и органов управление образованием.
Материалы о воспитании и обучении:
Критерии литературного развития
Рассмотрение процесса литературного развития под углом зрения взаимодействия его с процессом обучения выдвигает на первый план проблему критериев, или показателей, литературного развития. Самым «внешним», доступным прямому наблюдению показателем литературного развития можно считать так называемую н ...
Педагогический процесс как целостное явление
Понятие целостности образовательного процесса. Главное интегративное свойство образовательного процесса как динамической системы — его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это ...
Профессиональные качества
Педагог не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; лю ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.