Воспитание личности учителя

Педагогика сегодня » Педагогический такт учителя » Воспитание личности учителя

Страница 2

Выдержка и самообладание. Важное для учителя качество – выдержка, способность всегда, в любой обстановке, в непредвиденных обстоятельствах владеть собой, сохранять самообладание, управлять своими чувствами, темпераментом, не терять контроля над своим поведением. А ведь ситуации могут быть самыми неожиданными и возникать стремительно и бурно. Вспомним, например, сцену, с которой начинается популярный кинофильм «Доживем до понедельника», когда учительница войдя в класс, увидела как ребята с криком, свистом и визгом, прыгая по столам, ловят ворону. В такой ситуации легко потерять контроль над своим поведением (что и отражено в кинофильме). Способный, опытный учитель в любой ситуации будет сохранять внутреннее хладнокровие и найдет выход из положения. Сказанное не означает, что учитель должен всегда искусственно сдерживать свои чувства. Он может и повеселиться, и порадоваться вместе с учащимися. Он может и гневаться, и возмущаться, и обижаться (порой это как раз очень важно в воспитательном отношении – ученик должен почувствовать, что его поступок настолько плох, что вызывает искренний гнев и возмущение учителя), но при этом не должен выходить из себя, терять над собой контроль, переходить на крикливо-злой, грубый и оскорбительный тон. С другой стороны, спокойствие и выдержка не должны переходить в безразличие и равнодушие. Большое значение имеет в этой связи находчивость учителя, способность быстро ориентироваться, решать, как нужно вести себя в той или иной ситуации («Наш учитель всегда держит себя в руках, никогда не выходит из себя»; «Некоторые недостойны называться учителями. Того и гляди – осадят или обругают ни за что»).

Способность управлять своим психическим состоянием, настроением. Это способность всегда пребывать на уроке в оптимальном для работы психическом состоянии, которое отличается бодростью, жизнерадостностью, достаточной живостью, но без излишней возбудимости. Учитель должен входить в класс оптимистически настроенным, с благожелательной улыбкой. А.С. Макаренко, например, говорил, что никогда не позволял себе в общении с воспитанниками «иметь печальную физиономию или грустное лицо», даже тогда, когда он был болен или у него случались неприятности. Все это важно потому, что психическое самочувствие, активность и работоспособность учеников очень часто зависят от настроения учителя. И это понятно. Унылый, грустный учитель – унылые позы и лица учеников. Если учитель пришел в класс уже недовольным, мрачным, суровым, хмурым, как говорят, «не в духе», то это угнетающе действует на психику школьников, снижает их умственную активность. Можно легко наблюдать как в классе при этом наступает напряженная тревожная тишина («Боюсь отвечать, хотя хорошо знаю урок»; «Все валиться из рук»). И наоборот, хорошее настроение учителя создает бодрый, жизнерадостный тон и в классе («Время на уроке летит незаметно»).

Из всего вышеизложенного мы можем сделать вывод – все, что касается учителя, его качеств не имеет мелочей. Даже внешний облик учителя играет большую роль в формировании его авторитета.

Страницы: 1 2 

Материалы о воспитании и обучении:

Содержание методики исследования нарушений чтения у младших школьников
В основу методики констатирющего эксперимента положены современные представления о процессе формирования навыков чтения, о фунциональных системах, о сложных динамических процессах, лежащих в основе чтения. При разработке содержания методики нами были адаптированы приемы и технологии, указанные в ра ...

Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
Назначение и структура деятельности учителя. Процесс обучения учащихся протекает под руководством преподавателя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Педагог ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым ...

Педагогика как наука о воспитании. Предмет, объект, задачи, функции, методы педагогики
Воспитание в социальном смысле - это функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, т.е. передача социального опыта от старшего поколения младшему. Воспитание осуществляется всем социальным устройством общества (общественными институтами, организациями, церковью, СМИ и культуры, се ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru