Воспитание личности учителя

Педагогика сегодня » Педагогический такт учителя » Воспитание личности учителя

Страница 1

К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьёзных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность.

Все требования относятся к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей. Как главные, так и дополнительные психологические свойства необходимые для квалифицированного педагога делятся на устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог.

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна.

Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. А одаренных и талантливых людей в области педагогической профессии, наверное, меньше, чем во многих других сферах человеческой деятельности.

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качества важны, но меньше, чем главные перечисленные выше. Без каждого из них в отдельности учитель или воспитатель может обойтись.

Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность.

Изменчивые качества педагога и главные, и второстепенные более зависимы от того момента истории, в котором происходит процесс воспитания. Новая ситуация, складывающаяся в обществе, задает новые цели обучения и воспитания. Они в свою очередь определяют требования, предъявляемые к личности организующей и осуществляющей воспитательный процесс.

Учитель не только передает знания об изучаемом предмете, но и, заглядывая в будущее, прививает ребенку любовь к знаниям, самосовершенствованию и самопознанию. Тем самым направляет его по пути поиска новых знаний и совершенствования имеющихся навыков. Учитель, как носитель культуры, помогает ребенку понять прекрасное, духовное и развить креативность мышления которую в советское время, мягко говоря, не жаловали.

Для того чтобы сделать учащегося личностью – а сейчас нам как никогда нужны личности, соответствующие требованием времени, – сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, инициативностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.

А чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей.

Рассмотрим поближе личностные способности.

Расположенность к детям – это основной стержень в структуре педагогических способностей. Под ними понимается разумная любовь и привязанность к детям, желание и стремление работать и общаться с ними. Расположенность учителя к детям выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним (не перерастающем, однако, в мягкотелость, безответственную снисходительность, уступчивость и сентиментальность), в искренности и простоте обращения с ними. А.М. Горький подчеркнул в свое время, говоря о выдающемся советском педагоге А.С.Макаренко, что он сгорал в огне действенной любви к детям. Сердечность, безоговорочная любовь к детям были самыми примечательными чертами известного педагога В.А. Сухомлинского, написавшего книгу, название которой говорит само за себя – «Сердце отдаю детям». Учащиеся очень наблюдательны и тонко чувствуют, искренне любит учитель свое дело или лишь выполняет тягостную для него обязанность. Обычно дети отвечают взаимностью, если чувствуют глубокое расположение к ним («Мы любим ее, потому что чувствуем – мы ей небезразличны»; «Нас с ней водой не разольешь, так мы ее любим»).

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Разновидности гравюры в русском искусстве
Гравюра может быть на дереве, на металле или камне, на линолеуме. Гравюра на дереве получила название ксилографии, от греческого слова «ксилос» (дерево). Существует два вида гравюры на дереве: обрезная (или продольная) и торцовая. Сам термин чаще всего обозначает чёрно-белую торцовую гравюру на дер ...

Особенности воспитания детей с речевой патологией в специализированном детском саду
Дети с речевыми нарушениями нередко страдают личностными и поведенческими особенностями. Работникам коррекционных групп приходится иногда выступать в роли психолога или психоаналитика, чтобы разрешить конфликт, вспыхнувший между детьми, или погасить необоснованное недовольство родителей. Нельзя заб ...

Особенности речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНР
В данном параграфе рассмотрены особенности и признаки речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНР, а также подходы и группы речевых нарушений Общее недоразвитие речи представляет собой различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru