Организация взаимодействия учащихся в жизнедеятельности класса

Страница 5

Успешность взаимодействия на этапе коллективного анализа во многом зависит от времени его проведения. Если речь идет о конкретном деле, то, конечно, проводить анализ лучше всего сразу же или с минимальным перерывом (например, на следующий день) пока свежи впечатления ребят и не угас их интерес к прошедшему событию.

Не меньшее значение имеет и разумный выбор формы коллективного анализа, которая зависит не только от времени этого этапа, но и от специфики самого дела, от возраста ребят и индивидуальных особенностей класса.

Возможные формы и приемы взаимодействия на этапе коллективного анализа.

1. «Орлятский круг» – это традиционное название вполне может быть заменено другим: «Круг друзей», «Вече», «Разговор по кругу» и т.п.

Преимущества данной формы в том, что «Круг» вовлекает в обсуждение каждого, формирует умения ребят слушать друг друга, аргументировано высказываться и соотносить свое мнение с другими.

Ограничение заключается в том, что эта форма коллективного анализа требует достаточного времени и делового настроя класса.

2. «Разговор по кругу» – одна из самых сложных форм коллективного анализа для учителя: и потому, что он должен высказываться последним (а это для многих взрослых весьма непросто), и потому, что ему бывает трудно создать обстановку, располагающую ребят к серьезности и откровенности. Не каждый школьник без привычки может заставить себя высказать свое мнение, не повторяя высказываний других. Возможно, стимулом будет служить то, что ребята могут отвечать не на все вопросы, а по выбору:

Мне понравилось сегодняшнее дело, но…

Мне оно не понравилось, но…

Я бы изменил (добавил, убрал)…

Кому мы принесли сегодня радость и пользу?

Как я оцениваю свое участие?

Что нового я получил сегодня? О чем узнал, чему научился?

Кто сегодня сделал что-то хорошее для меня или для кого-то?

Кому я сам принес радость и пользу?

Кому бы я сказал спасибо и за что?

Что я открыл сегодня в себе, в одноклассниках?

Конечно, содержание и формулировка этих вопросов варьируется в зависимости от возраста и опыта ребят.

Педагогические приемы: передача по кругу какого-либо предмета-талисмана; установленный регламент; запрет на критику высказываний и соблюдение других принятых в классе правил обсуждения; специальные роли для застенчивых и пассивных ребят («хранители правил», «таймеры», «фиксаторы» и др.).

3. «Время на шум». Преимущества данной формы в том, что она позволяет провести обсуждение весьма оперативно и вместе с тем создает условия для большей защищенности ребят, так как их основное взаимодействие происходит внутри микрогрупп.

Ограничение этой формы в том, что не всем ребятам гарантируется проявление их собственной позиции – внутри МиГов инициативу обычно берут самые активные, ведь «время на шум» ограничено несколькими минутами. Эти же активисты чаще всего берут на себя роли «спикеров» от своих групп, когда наступает время сообщать классу общее мнение МиГа.

4. «Экспресс-газета» – эта форма имеет, по меньшей мере, две модификации.

«Газета-ветерок»: все желающие записывают свои ответы и мнения на заранее заготовленном листе бумаги. Главное преимущество такой газеты в том, что она может заполняться параллельно с самим делом и не требует специального времени и какой-то организации. Максимальны личностная свобода и самовыражение, но это же накладывает ограничение на взаимодействие одноклассников.

«Газета-мозаика» – разновидность формы «время на шум»: Каждый МИГ получает красочный лист, на котором надо быстро записать групповое мнение. Затем эти фрагменты склеиваются в общую «мозаику» без предварительного озвучивания – каждый может прочесть, что думают другие одноклассники. В этом случае необходимо отвести в газете место для индивидуальных точек зрения: «Уголок инакомыслящих», «Особый взгляд» и т.п.

5. «Цветопись». Неплохо, если в «копилке» наглядности классного руководителя будет цветовой спектр: его можно вывешивать после каждого дела на доске с тем, чтобы каждый отметил тот или иной цвет своего настроения.

Преимущества этой формы в ее быстроте и наглядности, а ограничения – в поверхностности (выявляется только эмоциональное отношение ребят к деятельности) и отсутствии взаимодействия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Сравнительный анализ исследования процесса чтения
Анализ результатов исследования характера чтения слогов, слов, предложений и текста позволяет заключить, что у школьников с дислексией имеются значительные трудности в овладении техникой чтения. У 60% школьников чтение является побуквенным, а у 40% школьников – послоговым. У нормально развивающихся ...

Обобщение экспериментальных данных по исследуемой проблеме
Начнем с анализа усвоения слогоритмической структуры устной речи. Овладение слогоритмической структурой устной речи предполагает формирование у детей умения и навыков слитного, с соблюдением ударения произношения. Программой обучения глухих детей младшего школьного возраста ставится задача формиров ...

Актуальность педагогического творчества И.Г. Песталоцци в наши дни
И.Г. Песталоцци стал одним из первых педагогов, кто обратил внимание на необходимость организации специальной подготовки воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из низших классов общества. Более двадцати лет швейцарский педагог на практике осуществл ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru