Организация взаимодействия учащихся в жизнедеятельности класса

Страница 4

Примеры «защит»: «Школа будущего», «Урок моей мечты», «Сайт в Интернете – «Наш класс»», «Послание потомкам», «Любимая книга», «Эстафета любимых занятий» и т.д.

«Эстафета»: взаимодействие одноклассников происходит в процессе совместно-последовательной деятельности, когда каждая микрогруппа или каждый школьник выполняет свою конкретную часть общей работы, общего задания.

В этой форме КТД очень важно, чтобы фрагменты общего задания, выполняемые группами или отдельными ребятами по очереди, пересекались, т.е. продолжали друг друга, не прерывая общую канву. Таким образом, взаимодействие происходит не только внутри микрогрупп, но и между ними, что формирует опыт толерантных взаимоотношений и уважения к чужому труду.

«Лотерея»: здесь творческие задания не продолжают друг друга и необязательно связаны общей темой; каждый МИГ или школьник получает произвольным образом свое задание и выполняет его независимо от остальных (совместно-индивидуальная деятельность).

Примеры «лотерей»: «Концерт-ромашка», «Мини-театр», «Ералаш», «SOS» и т.д.

«Ролевые игры»: при этой форме КТД взаимодействие осуществляется в процессе совместной реализации какого-то сюжета и выполнения участниками определенных ролей.

Здесь важно найти золотую середину между достижением цели взаимодействия и его игровой стороной, чтобы ребята не увлеклись «переигрыванием» (хотя приобретение актерского, сценического опыта тоже немаловажно).

Примеры «ролевых игр» в классе: «Творческий суд», «Телемост», «Школа менеджера», «Космическая пресс-конференция», «Доценты-студенты», «Турнир телекомментаторов», «Посиделки» и т.д.

КТД общения: это особая форма КТД, в которой приоритет отдается коммуникативной стороне взаимодействия, т.е. «чистому» общению – как деловому, так и неформальному.

Примерами могут служить дискуссия, «Круг знакомств», орлятский «Огонек», «Вече», «Сова» и т.д.

«Бой»: само название говорит о том, что эта форма основана на состязании участников – межличностном или межгрупповом. В последнем случае активное взаимодействие разворачивается внутри микрогрупп, но это не должно сопровождаться болезненным соперничеством и приводить к противостоянию и агрессивным отношениям между ними.

Примеры «боев»: «Разнобой», «КВН», «Что? Где? Когда?», «Аукцион», «Веселые старты», «Интеллектуальный хоккей» и т.д.

Описанные типы форм КТД могут пересекаться и комбинироваться.

V. Коллективный анализ (КА)

Этот этап совместной деятельности так же, как коллективное целеполагание и планирование, может относиться не только к какому-то конкретному делу, но и ко всей жизнедеятельности класса. В этом случае коллективный анализ проводится в конце недели, четверти, года и направлен на коллективную рефлексию (осознание, обсуждение) пройденного отрезка совместного пути. Но при варьировании содержания и целей коллективного анализа правила жизнедеятельности класса, приемы формы его проведения могут быть теми же, что и в анализе конкретного дела. Поэтому подробнее остановимся на последнем.

Очень часто классные руководители недооценивают значение этого этапа коллективного взаимодействия: главное, с их точки зрения, – успешно организовать и провести само дело, а остальное не имеет особого значения. Однако это не так.

Навыки коллективного анализа не только позволяют ребятам лучше организовать совместную деятельность, но и формируют их рефлексивный опыт, развивают их способности к самоанализу. С этой точки зрения этап коллективного анализа является наиболее важным и значимым в технологической цепочке КТД

Довольно часто убежденность классного руководителя в том, что все прошло замечательно, не совпадает с мнениями самих ребят, и наоборот, какие-то организационные неурядицы, отмечаемые педагогом как неуспех, почти не замечаются классом или, по крайней мере, не отмечаются как нечто существенное.

Именно поэтому, в какой бы форме ни проводился коллективный анализ, классный руководитель должен высказывать свое мнение последним, чтобы не индуцировать вольное или невольное «подстраивание» ребят под свою точку зрения. Равнодушная поспешность или авторитарная позиция педагога на этапе коллективного анализа глушит инициативу и открытость воспитанников: совместный анализ превращается или в формальную обязаловку, или в «школу лицемерия».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Православная педагогика как общественное явление
Слово "педагогика" переводится с греческого как "детоводительство". Так называли слугу, который препровождал ученика к учителю (дидаскалу). Со временем это слово приобрело и новое значение - педагогикой стали называть искусство воспитания детей, а также науку о воспитании. Как о ...

Патология слуха
В слуховом анализаторе различают звукопроводящий и звуковоспринимающий аппарат. К звукопроводящему аппарату относятся наружное и среднее ухо, а также некоторые части внутреннего уха (жидкость лабиринта и основная мембрана); к звуковоспринимающему – все остальные отделы анализатора, начиная от волос ...

Изучение различных свойств памяти
Тест: «Картинки» Оценка зрительной памяти — кратковременной. Покажите ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребенка со всеми десятью картинками по очереди попросите назвать предметы, которые ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru