Организация взаимодействия учащихся в жизнедеятельности класса

Страница 3

Временные смешанные творческие группы («Пресса», «Сюрприз», «Внешние связи», «Оформление» и др.) эффективнее работают в достаточно развитом коллективе, причем взаимодействие одноклассников в них раздвигает рамки устойчивых, постоянных микрогрупп и обогащает коммуникативное пространство класса.

5. Координация взаимодействия микрогрупп и отдельных школьников при выполнении творческих поручений.

Мастерство классного руководителя на этом этапе будет заключаться в том, чтобы заинтересовать и увлечь творческими заданиями как можно больше ребят, помочь им самоопределиться, поверить в свои силы.

Если кто-то не хочет участвовать ни в одной из творческих групп и вообще не проявляет к общему делу ни малейшего интереса, необходимо выяснить причины такой индифферентности: вполне может оказаться, что ученик не уверен в себе из-за своей застенчивости или низкого статуса в классе. В этом случае ему необходима «точка опоры», т.е. поддержка и подкрепление его чувства необходимости классу или лично классному руководителю: «Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста, возьми на себя роль «таймера» – напоминай мне и классу, когда и что необходимо сделать. Я знаю, ты человек пунктуальный, у тебя это получится». Или: «Оформителям сложно справиться со своей работой. Ребята говорили, что ты неплохо рисуешь; не мог бы ты им помочь?»

Еще лучше, если с подобной просьбой к застенчивому однокласснику обратятся его сверстники, просто нужно подсказать им сделать этот шаг или вступить с ними в «тайный сговор»: «Давайте вместе поможем своему товарищу преодолеть себя». Но если воспитанник действительно не хочет участвовать в коллективной подготовке, лучше оставить его в покое, чем создавать видимость участия.

6. Индивидуальная помощь воспитанникам в выборе вида и способа взаимодействия с одноклассниками во время подготовки КТД.

Состав «советов дел» и творческих групп не должен оставаться постоянным в течение длительного времени.

Классный руководитель должен помнить, что каждому школьнику полезно попробовать себя в ролях и генератора идей, и организатора, и творческого исполнителя, и виновника торжества. Эти роли формируют его разнообразный опыт взаимодействия, обогащают его «образ Я» и раскрывают его порой с самой неожиданной (позитивной!) стороны. Решение этих моментов увеличивает воспитательные возможности этапа подготовки и способствует формированию опыта самоопределения, ответственности за общее дело и кооперативного взаимодействия – сотрудничества.

Возможные формы и приемы организации коллективной подготовки:

«тайная операция» (если дело готовится в виде сюрприза для виновников торжества),

«творческий десант» (если время на подготовку строго ограничено), текущие отчеты творческих групп о ходе подготовки, фиксирование этого хода в классном уголке,

«обмен творческими поручениями», «спецзадания» для пассивных ребят.

IV. Проведение КТД

Цель: реализация спланированной деятельности.

Главные моменты этапа проведения КТД: такие, как и на предыдущих этапах, здесь в кульминационный момент совместной деятельности необходимо соблюдение следующих требований:

Добровольность и заинтересованность участников.

Возможность выбора в самореализации.

Сочетание подготовленных моментов и импровизационных.

Деятельность на радость и пользу людям («работа-забота»).

Сотрудничество ребят друг с другом и с взрослыми.

Создание атмосферы «мажора».

А как организовать активное взаимодействие в классе в процессе самой деятельности?

«Путешествие»: эта форма взаимодействия предполагает наличие определенных «станций», по которым перемещаются микрогруппы, последовательно выполняя связанные общей темой творческие задания.

Примеры «путешествий»: «Веселый поезд», «Путешествие в Смехоград», «Читай-город», «Путешествие-практикум», «УТЯ» («Университет таинственных явлений») и т.д.

«Защита»: здесь взаимодействие протекает в процессе подготовки микрогруппами общего для всего класса задания по определенной теме и последующего представления-презентации результатов своего творчества.

«Защита» может быть и индивидуальной, тогда взаимодействие осуществляется только на этапе проведения и выглядит как взаимопознание и взаимоподдержка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Спицы
Спицы являются основным инструментом для ручного вязания. Они бывают стальные, алюминиевые, пластмассовые, на леске или с гбким тросом не меняют своей формы. Эти качества стальных спиц являются незаменимыми, потому что даже малейшие шероховатости и царапины надламывают ворсинки ниток, из-за этого в ...

Ошибки начинающего оратора
Прежде чем приступить к постижению секретов ораторского мастерства, вы должны научиться избегать распространенных ошибок. Специалисты в области коммуникативных технологий проанализировали и сравнили поведение дилетантов и профессиональных ораторов. Используйте их советы на практике, и вы заметите, ...

Пути и средства формирования познавательной способности старшекласников в процессе изучения истории таджикского народа
Одна из самих актуальных проблем, стоящих ныне перед школьной педагогикой, является определение путей и средства формирования познавательной способности старшеклассников в учебном процессе. Но эти пути и средства в учебном процессе разнообразные. Поэтому первоначальная задача каждого учителя истори ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru