Организация взаимодействия учащихся в жизнедеятельности класса

Страница 2

Цель: совместная разработка путей достижения выдвинутых и принятых целей и задач, т.е. определение того, что и как нужно сделать.

Главные моменты этапа

1. Главное требование – разумность, реальность и четкость составляемого плана. Независимо от содержания планируемой деятельности классному руководителю вместе с ребятами необходимо определить следующее:

из каких этапов, логических компонентов будет состоять общее дело;

какие задания в соответствии с этими компонентами надо выполнить;

кому лучше всего поручить эти задания и кто проявляет к ним интерес;

кому доверить руководство Делом – официальному активу класса, временному совету дела или микрогруппе;

что и когда должно быть сделано во время подготовки; где, когда и как будет проходить это дело; кого мы хотим привлечь в качестве помощников, гостей и т.п.

2. Если планируется какой-то праздник, событие, то помимо плана подготовки необходимо разработать творческий сценарий этого дела. Творческий – потому что репродуктивное использование готового сценария, чужой программы в методике КТД исключается.

3. Вместе с тем, классный руководитель должен иметь достаточно богатую копилку идей, форм и приемов.

Возможные формы и приемы организации коллективного планирования

«банк идей» (копилка интересных предложений – индивидуальных и групповых);

«защита – проектов» МиГами;

«разведка дел» (поиск МиГами или отдельными ребятами интересной и полезной информации по заданным советом дела направлениям: что и где можно приобрести для готовящегося дела, к кому обратиться за помощью, кому оказать помощь и т.п.);

«мозговой штурм»;

«экспресс-газета» с обязательными рубриками «МИГи предлагают» и «Я предлагаю» и т.д.

Подчеркнем, что этапы коллективного целеполагания и коллективного планирования тесно взаимосвязаны и могут проводиться сразу друг за другом, без временного интервала. Поэтому формы и приемы этих этапов пересекаются и дополняют друг друга.

III. Коллективная подготовка (КПД)

Цель: организация взаимодействия в классе, направленного на решение спланированных задач и выполнение совместных творческих заданий.

Главные моменты этапа КПД

1. Определение оптимального времени подготовки дела.

Временные рамки этого этапа весьма подвижны: от минимального (несколько минут) до максимального (несколько недель) временного отрезка.

Оптимальное время подготовки – несколько дней: этот срок позволяет ребятам включиться в конструктивное взаимодействие еще до начала самого события и в то же время не потерять интереса к нему из-за усталости или привыкания. Но в любом случае классный руководитель должен максимально использовать период подготовки для решения задач социального воспитания: от естественно-культурных до социально-психологических.

2. Поддержка эмоционального настроя ребят на предстоящую совместную деятельность.

Ожидание, предвкушение праздника нередко вызывает больший эмоциональный подъем, чем праздник наступивший. Эту психологическую закономерность необходимо учитывать при подготовке КТД. Созданию атмосферы завтрашней радости способствуют сменный календарь в классном уголке («До Дня святого Валентина осталось…»), оперативные пятиминутки с сообщениями о ходе подготовки, заранее оформленное (хотя бы частично) классное помещение и т.п.

3. Определение степени помощи классу в процессе подготовки дела.

Позиция педагога на этом этапе может быть разной в зависимости от уровня развития коллектива и опыта взаимодействия одноклассников. Если такие групповые качества, как организованность, интегративность и волевая устойчивость, достаточно выражены в классе, педагог может выступать и как член «совета дела», и даже как рядовой участник одной из творческих микрогрупп. Если же уровень развития класса недостаточен, то целесообразны такие позиции классного руководителя, как «организатор» и «координатор» коллективной подготовки. Однако ни в коем случае нельзя брать все на себя: не только потому, что это развивает у ребят потребительские, иждивенческие настроения, но и потому, что тем самым тормозится развитие опыта их взаимодействия.

4. Распределение творческих поручений на этапе коллективного планирования должны выполняться ребятами добровольно, по желанию. Именно поэтому, если микроклимат класса недостаточно устойчив и благоприятен, целесообразно создавать ситуацию выбора не между школьниками, а между постоянными микрогруппами (формальными или неформальными) – это повысит защищенность и активность каждого воспитанника.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Характеристика понятия неравенства. Неравенства с одной переменной
Пусть а и b – два числовых выражения. Соединим их знаком ">" (или <). Получим предложение a > b (или a < b), которое называют числовым неравенством. Например, если соединить выражение 6 + 2 и 13-7 знаком «>», то получим истинное числовое неравенство 6 + 2 > 13 - 7. Если ...

Пошаговое рассмотрение технологии публичного выступления
Шаг 1. Определите цели выступления. Выясните, зачем вам нужно выступать? Какую цель вы преследуете? Есть множество целей для публичного выступления, но все их можно свести к нескольким. Информировать слушателей - рассказать им о новом опыте, посвятить в обстоятельства интересующего всех дела. Убеди ...

Принципы сохранения здоровья младших школьников в коррекционно-педагогическом процессе
Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14 ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru