Психологические особенности организации взаимодействия младших школьников

Педагогика сегодня » Коллективная творческая деятельность как средство формирования взаимодействия младших школьников » Психологические особенности организации взаимодействия младших школьников

Страница 1

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.

Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить и развиваться. А коллектив предполагает умение считаться с его интересами, умением подчинять личные желания общим устремлениям, взаимную требовательность, взаимопомощь, коллективную ответственность, высокий уровень организованности. Складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младшего школьника и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе:

качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

содержательная рефлексия (рассмотрение оснований собственного действия; содержательная – направлена на то, чтобы обнаружить, почему данное действие выполняется так, а не иначе);

анализ (мысленное действие, имеющее два уровня сформированности: сравнение и выделение сходного, открытие внутреннего родства внешне различных явлений – по В.В. Давыдову);

внутренний план действий – планирование («Чем больше «шагов» своих действий может предусмотреть ребенок, и чем тщательнее он может сопоставить их разные варианты, тем более успешно он будет контролировать фактическое решение задачи»);

ориентация на сверстника и группу в целом.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста и всё большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского коллекти.

Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте – мотивом достижения успеха.

С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия. Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни.

Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет, соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.

Интерес к данному возрастному этапу объясняется тем, что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость и пр., формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше.

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Основные приемы вязания
Первая петля в 1-ом ряду провязывается налицо, а в последующих рядах снимается. Последняя петля каждого ряда провязывается налицо. Первая и последняя петли в рисунок не входят и в схемах не изображены. Спицы должны быть толще нитки в 1—1,5 раза. Берем в левую руку спицу с набранными петлями. Нитку, ...

Модель личности россиянина-дальневосточника
Развитие организма и психики (тела и души) россиянина-дальневосточника в образовании зависит не только от целенаправленного воспитания и обучения, но и от особенностей ландшафта, природного окружения, климата, геополитического положения, социума, демографической ситуации, культуры, истории развития ...

Общая и педагогическая культура личности
Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций – обучения, образования и воспитания – является личная (индивидуальная) педагогическая культура. В последние годы все шире используется и разрабатывается понятие педагогической культуры. Но в «живом», реальном педагоги ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru