Особенности формирования взаимодействия учащихся в коллективе

Страница 1

Многие проблемы современного образования связаны с устоявшимся представлением педагогов о том, что именно ученик является главным объектом воздействия, приложения педагогических усилий. Гуманистическая педагогика перемещает акцент с личности ученика на своеобразную систему подготовки учителя к тому, чтобы самому быть личностью, и через свою личность влиять на своих учеников.

«Воспитание есть, в сущности, самовоспитание, – писал еще в 20-е годы Л.С. Выготский. Воспитатель не может по собственному произволу сделать ребенка ни лучше, ни хуже. Он может лишь в некоторой степени создать условия, благодаря которым ребенок захочет (или нет) стать таким или иным.

С научной точки зрения невозможно, чтобы один воспитывал другого. Объектом «воздействия» педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А внутренне-эмоциональное состояние ребенка, отношение к себе, жизненный опыт, установки, которые образуют такое психическое новообразование, как «Я – концепция» (самосознания). Оно и определяет поведение субъекта, тактику жизни, способы бытия».

Поэтому воспитание в качестве самого общего определения, есть искусство мотивации у ребенка нравственного, общественно-ценного поведения, т.е. возбуждения желания «быть хорошим», нравиться окружающим, быть полноценным членом общества. Еще точнее воспитание – это искусство выращивания в ребенке нравственного отношения к себе и к социуму. А это возможно только при общении человека с человеком.

Ведущее положение в «педагогике сотрудничества» – необходимость творчества для всех – для учеников и учителей. Это становится возможным при изменении подхода к воспитанию в целом: не внешние воздействия формируют личность, а незаметное создание условий побуждения к действию пробуждают заложенные в каждом ученике творческие способности.

Продолжил педагогическое наследие А.С. Макаренко и стал его последователем Игорь Петрович Иванов. Педагоги считают академика И.П. Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о «педагогике сотрудничества», называют ее «коллективное творческое воспитание», «воспитание по Иванову».

Кроме того, И.П. Иванова по праву считают инициатором и создателем социально – педагогического движения. В 1956 году в Ленинграде он создал творческую группу педагогов – Союз энтузиастов (СЭН), а в 1959 году – Коммуну имени А.С. Макаренко (КИМ) – содружество студентов, увлеченных идеями великого педагога. Несколько позднее была создана Коммуна юных фрунзенцев (КЮФ), названная так по имени ленинградского района, где она базировалась.

Развивая опыт А.С. Макаренко применительно к новым условиям, И.П. Иванов пытался трансформировать его в своеобразную гуманистическую систему воспитания. Безобидная, с точки зрения современного исследователя, тема его кандидатской диссертации «Исследование воспитательного процесса в совместной деятельности воспитателей и воспитанников» была воспринята крайне негативно. Формулировкой темы Иванов как бы уравнивал воспитателей и воспитанников. С позиций сталинской педагогики это было недопустимо, поскольку место учителя определялось не рядом, а над воспитанниками. Значительный вклад в определение этого места внес и Макаренко. Но именно в его опыте Иванов усмотрел «зазор» для реализации «снисхождения» учителя с педагогических небес. Очевидно, в этом был сокрыт и один из источников трагичности самого Макаренко, осознавшего необходимость гуманизации отношений между воспитателем и воспитанниками, и невозможность их реализации в эпоху построения социализма.

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Лингвистические характеристики тематического планирования
Стиль речи, в котором составляется тематическое планирование, обладает всеми особенностями официально-делового стиля. Точность проявляется в повторяемости одних и тех же слов (например, глаголы уметь, знать), специальных терминов (например, фронтальный опрос, текущий контроль, урок, повторение и др ...

Особенности формирования готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи III уровня
Дети с общим недоразвитием речи – это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения грамоте. Дети с третьим уровнем недоразвитием речи, как правило, овладевают элементарными навыками чтения и письма, но при этом делают большое количество специфических ошибок, обусловленн ...

Содержание, методы и организационные формы российского образования на Дальнем Востоке
Понятие «содержание образования» включает в себя двуединый смысл. С одной стороны, это программируемый и отраженный в различных источниках информации (учебных планах, программах, учебниках, учебных и наглядных пособиях, в опыте людей и в реальной действительности) учебный материал, который надлежит ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru