Изучение семей воспитанников с помощью рисуночных тестов

Страница 3

В рисунках Ильи Т. явно прослеживается эмоциональная неудовлетворенность в отношениях с близкими (недостаточность эмоциональной поддержки), несмотря на изображенный тактильный контакт. Рисунок «Семьи» Ильи Т. выполнен в черно-белой цветовой гамме (хотя были предложены цветные карандаши). Другой явной чертой тревожности является вытянутость изображенных фигур и отсутствие улыбки на его лице. В качестве «Несуществующего животного» Илья Т. изобразил маленького волчонка, слабого и беззащитного. В рисунке «Дом. Дерево. Человек» Илья Т. изображен маленьким в сравнении с пышной доминирующей кроной дерева.

В рисунках Светы Т. образы людей вытянутые, что является также явным признаком тревожности, также закрашены зрачки. Себя Света Т. изображает сбоку от родителей, а не между ними. В повторном рисунке «Семьи» девочка изобразила только маму. Это значит, что все остальные члены семьи, включая ее, занимают второстепенное положение. Последняя характеристика свидетельствует о заниженной самооценке девочки.

О заниженной самооценке свидетельствуют рисунки Коли С. В рисунке «Семьи» он также изобразил только маму. А в рисунке «Дом. Дерево. Человек» о тревожности ребенка свидетельствует отсутствие листьев на дереве, отсутствие окна и двери.

Вторая группа: агрессивные дети.

Дети, в рисунках которых появились черты импульсивности, агрессивности. Тенденция к агрессивности проявляется в повышенном внимании детей к изображению зубов, клыков, позы нападения, острых предметов и других.

Так, в рисунках Вани С. несмотря на низкий уровень сформированности графических навыков, очевидно проявление черт импульсивности, агрессивности (открытый рот, жирная штриховка, острые лучи у солнца).

Рисунок Марины Б. занимает весь лист. Характерна поза изображенных людей – руки в стороны (экстраверт), рот изображен открытым. Себя Марина Б. изображает сбоку от родителей. В обоих рисунках «Семьи» контакт между родителями и девочкой отсутствует. В рисунке «Несуществующее животное» девочка изобразила вампира, рядом с ним человека с острыми зубами, что явно свидетельствует об агрессивных тенденциях.

Рисунки Сережи С. выполнены на достаточно низком графическом уровне. Для изображенных персонажей характерна поза экстраверта (руки в стороны, ноги врозь).

Себя Сережа С. изображает сбоку от родителей. В рисунке «Несуществующее животное», на котором изображен динозавр свидетельствует о немотивированной агрессии.

Рисунки Насти С. выполнены на низком уровне (рисует головоногов), в процессе рисования Настя С. ведет себя импульсивно, ее действия характеризуются размашистыми импульсивными движениями, сильным нажимом на карандаш.

Третья группа: замкнутые дети.

Дети, в рисунках которых проявляются черты интровертированности. Эта группа представлена только Никитой П. Никита П. изобразил себя отвернувшимся, что означает отказ от контактов (отторженность от социального общения). В рисунке «Несуществующее животное» изображен крупным планом динозавр и очень маленьким – сам Никита П. – это характеризует страх ребенка и очень низкую самооценку. Рисунок семьи также показывает агрессивную направленность социума против ребенка (острые ветки деревьев, стебли травы, лучи солнца, поза экстраверта, в которой изображен отец). Мальчик испытывает очевидно дискомфорт во взаимоотношениях с близкими, поэтому и отказ от контактов. Результаты анализа представлены в таблице 5.

«Изучение рисунков детей». Таблица 5

Дети

Доминирующие личностные тенденции

1. Аня Аф.

тревожность

2. Света Т.

3. Илья Т.

4. Коля С.

5. Ваня С.

агрессивность

6. Сережа С.

7. Марина Б.

8. Настя С.

9. Никита П.

замкнутость

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Структура педагогической системы
В каждой ПС всегда есть девять основных компонентов: цель деятельности, субъект педагогической деятельности (тот, кто управляет системой), субъекто-объект деятельности (тот, кем управляют: ребенок, ученик, студент), взаимоотношения «субъект – субъекто-объект», содержание деятельности, способы деяте ...

Основные требования к педагогическому процессу для придания ему личностно-гуманистической направленности
Из всех упомянутых выше психологических особенностей, ведущих с точки зрения развития личности ребенка, Ш.А. Амонашвили делает вывод о необходимости соблюдать следующие педагогические требования: - В педагогическом процессе ребенка постоянно должно сопровождать чувство свободного выбора. Это вовсе ...

Педагогическое взаимодействие и его виды
Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой образовательного процесса. Оно значительно шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям, которые, в свою очередь, являются следствием механического переноса ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru