Изучение семей воспитанников с помощью рисуночных тестов

Страница 2

Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел и тому подобное). В этом случае надо попросить сделать еще один рисунок, нарисовать на этот раз животное, которого на самом деле нет. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.

Выяснив название животного проверяющий говорить: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?»

Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования.

Этот тест предлагается для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка.

Метод используется преимущественно при обследовании детей, начиная с четырехлетнего возраста, но может быть с успехом применен и для выяснения отношения к семейной сфере у взрослого человека.

Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Нарисуй на этом листе всю свою семью». Если обследуемый задает вопросы: «А кого рисовать?», «А бабушку рисовать?», «А можно я нарисую своего друга?», в ответе на вопрос, рисовать ли себя, следует дать понять, что это желательно, например, можно сказать с полувопросительной интонацией: «Ты ведь член своей семьи?»

По завершению рисунка выясняют, какого члена семьи изображает каждый из нарисованных персонажей. При этом обследующий не должен высказывать собственных предположений. Так, указывая на кого-либо из персонажей, не следует спрашивать: «Это кто, папа?» Вопросы должны звучать нейтрально: «Кто это? А это?» Могут быть дополнительные вопросы типа: «Где все это происходит?», «Что вы делаете?», или «Что делает каждый из тех, кого ты нарисовал?» и тому подобные. Беседу проводят в свободной форме.

Анализ рисунков детей.

В рисунках детей проявилась как несформированность графических навыков (плохой штрих, прорисовка мелких деталей, отсутствие мелких деталей и другое), так и недостаточность представлений об окружающем мире (низкая сформированность схемы тела, отсутствие пальцев, конструкций дома, листьев на деревьях и другое). Рисунки некоторых детей выполнены на очень низком графическом уровне, где люди представлены в виде головоногов (Настя С.) или очень схематично (Коля С., Марина Б., Ваня С., Сережа С).

Анализ рисунков позволил выявить особенности внутрисемейной атмосферы и доминирующие тенденции в личностном развитии детей.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что лишь у 10% детей в семье присутствует тесный эмоциональный контакт.

Рисунки Вики Б. свидетельствуют о гармоничных отношениях в семье. Они выполнены на высоком графическом уровне, девочка выделяет группу родителей и детей, куда входят она и старший брат. В рисунках можно увидеть и некоторые личностные характеристики членов семьи: уравновешенность отношений, спокойствие, уважение друг к другу.

Отношения между взрослыми и детьми согласно их рисункам, гармоничные. В семьях остальных детей (90%) складываются неадекватные отношения. Это проявляется в доминирующих тенденциях личностного развития детей, таких, как тревожность, агрессивность и интровертированность. Эти характеристики явились основанием для выделения трех групп детей.

Первая группа: тревожные дети.

В эту группу входят Аня Аф., Илья Т., Света Т. Сильный нажим в штриховке, стремление закрасить рисунок свидетельствует об эмоциональной напряженности и неуверенности детей в себе.

В рисунке «Семьи» Ани Аф. выделяется одна из основных характеристик тревожности – закрашивание глазного яблока и отсутствие зрачка. У младшей сестры Ани Аф. глаза закрашены даже черным цветом. Из беседы Ани Аф. известно, что Аня ревностно относится к своей младшей сестре и боится, что она займет более значимое положение в семье, чем сама Аня Аф. Это пугает девочку и травмирует. Рисунок Ани Аф. «Несуществующее животное» выполнен очень схематично. Аня изображает «летающую кошку», то есть животное с крыльями, что свидетельствует о слабости психологических механизмов защиты девочки, склонности к компенсаторному фантазированию, мечтательности.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Общая характеристика усвоения звуковой системы детьми в онтогенезе
Ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш научается говорить,— правильно и четко, как и взрослые, произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли — нельзя однозначно. Овла ...

«Скоростной барьер»: причины возникновении и способы его устранения
После достижения определенных успехов в развитии скоростных способностей дальнейшее улучшение результатов может и не проявиться, несмотря на систематичность занятий. Методика воспитания быстроты внутренне противоречива. С одной стороны, чтобы повысить скорость в каком-либо движении, его надо многок ...

Анализ различных теорий игры и ее значение для психического развития дошкольников
Проблема игры является одной из фундаментальных проблем наук Изучению ее различных аспектов посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Игра стала также предметом исследования философов, культурологов, к ней обращались социологи и педагоги, экономисты и мат ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru