Изучение семей воспитанников с помощью рисуночных тестов

Страница 2

Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел и тому подобное). В этом случае надо попросить сделать еще один рисунок, нарисовать на этот раз животное, которого на самом деле нет. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.

Выяснив название животного проверяющий говорить: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?»

Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования.

Этот тест предлагается для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка.

Метод используется преимущественно при обследовании детей, начиная с четырехлетнего возраста, но может быть с успехом применен и для выяснения отношения к семейной сфере у взрослого человека.

Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Нарисуй на этом листе всю свою семью». Если обследуемый задает вопросы: «А кого рисовать?», «А бабушку рисовать?», «А можно я нарисую своего друга?», в ответе на вопрос, рисовать ли себя, следует дать понять, что это желательно, например, можно сказать с полувопросительной интонацией: «Ты ведь член своей семьи?»

По завершению рисунка выясняют, какого члена семьи изображает каждый из нарисованных персонажей. При этом обследующий не должен высказывать собственных предположений. Так, указывая на кого-либо из персонажей, не следует спрашивать: «Это кто, папа?» Вопросы должны звучать нейтрально: «Кто это? А это?» Могут быть дополнительные вопросы типа: «Где все это происходит?», «Что вы делаете?», или «Что делает каждый из тех, кого ты нарисовал?» и тому подобные. Беседу проводят в свободной форме.

Анализ рисунков детей.

В рисунках детей проявилась как несформированность графических навыков (плохой штрих, прорисовка мелких деталей, отсутствие мелких деталей и другое), так и недостаточность представлений об окружающем мире (низкая сформированность схемы тела, отсутствие пальцев, конструкций дома, листьев на деревьях и другое). Рисунки некоторых детей выполнены на очень низком графическом уровне, где люди представлены в виде головоногов (Настя С.) или очень схематично (Коля С., Марина Б., Ваня С., Сережа С).

Анализ рисунков позволил выявить особенности внутрисемейной атмосферы и доминирующие тенденции в личностном развитии детей.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что лишь у 10% детей в семье присутствует тесный эмоциональный контакт.

Рисунки Вики Б. свидетельствуют о гармоничных отношениях в семье. Они выполнены на высоком графическом уровне, девочка выделяет группу родителей и детей, куда входят она и старший брат. В рисунках можно увидеть и некоторые личностные характеристики членов семьи: уравновешенность отношений, спокойствие, уважение друг к другу.

Отношения между взрослыми и детьми согласно их рисункам, гармоничные. В семьях остальных детей (90%) складываются неадекватные отношения. Это проявляется в доминирующих тенденциях личностного развития детей, таких, как тревожность, агрессивность и интровертированность. Эти характеристики явились основанием для выделения трех групп детей.

Первая группа: тревожные дети.

В эту группу входят Аня Аф., Илья Т., Света Т. Сильный нажим в штриховке, стремление закрасить рисунок свидетельствует об эмоциональной напряженности и неуверенности детей в себе.

В рисунке «Семьи» Ани Аф. выделяется одна из основных характеристик тревожности – закрашивание глазного яблока и отсутствие зрачка. У младшей сестры Ани Аф. глаза закрашены даже черным цветом. Из беседы Ани Аф. известно, что Аня ревностно относится к своей младшей сестре и боится, что она займет более значимое положение в семье, чем сама Аня Аф. Это пугает девочку и травмирует. Рисунок Ани Аф. «Несуществующее животное» выполнен очень схематично. Аня изображает «летающую кошку», то есть животное с крыльями, что свидетельствует о слабости психологических механизмов защиты девочки, склонности к компенсаторному фантазированию, мечтательности.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Предложения по организационно-структурной поддержке введения элементов образовательного туризма в деятельность колледжа
В настоящий момент организационная структура колледжа сформирована без учета задач, которые необходимо выполнять для организации групп по программе образовательного туризма в рамках учебных планов. Поэтому в должностных инструкциях сотрудников колледжа, которые фактически занимаются выполнением раб ...

Психологические особенности организации взаимодействия младших школьников
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить и ...

Обоснование необходимости особенного образования личности на Дальнем Востоке России
Геополитическое положение российского Дальнего Востока таково, что он окружен достаточно развитыми странами с юга, юго-востока, востока, северо-востока. Естественен интерес этих стран к богатому природными ресурсами региону России, выражающийся в готовности этих стран инвестировать финансовые средс ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru