Изучение семей воспитанников с помощью рисуночных тестов

Страница 1

Изучение внутрисемейных отношений, детско-родительских отношений, личностных характеристик воспитанников, осуществлялось с помощью рисуночных тестов. С этой целью мы использовали проективные методики «Рисунок семьи», «Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное».

Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности.

Рисуя тот или иной объект, ребенок передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньшее внимание. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявляются признаки тревоги. Рисунок – это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в художественных образах. Задача специалиста состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит ему обследуемый.

Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, то есть позволяют выявить множество психологических особенностей человека. При этом они просты в проведении, занимают не много времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандашей и бумаги.

Дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Тот или иной опыт рисования есть практически у каждого человека. Наиболее близки эти занятия детям, поэтому при обследовании детей рисуночные методы применяются особенно часто. Ребенку легко понять тестовую инструкцию, для выполнения методик не нужен высокий уровень развития речи. Вместе с тем, рисунки – удобный повод для того, чтобы непринужденно завязать беседу с ребенком.

Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Нарисуй человека – всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше – так, как ты умеешь». «Нарисуй дом, который тебе нравится, можно нарисовать свой дом». «Далее нарисуй дерево любое, у дерева должен быть ствол, ветки, листья, если есть».

Если обследуемый задает уточняющие вопросы («Мужчину или женщину?», «Мальчика или девочку?», «Одноэтажный или многоэтажный дом?», «Ёлку или березу?»), то ему говорят: «Рисуй так, как ты хочешь». Если же вопрос противоречит инструкции, то ее частично повторяют. Если обследуемый говорит: «Я нарисую робота», – то ему отвечают: «Нет, нарисуй, пожалуйста, человека».

Бывает, что обследуемый отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать. Тогда его надо ободрить и поддержать.

После окончания работы полезно провести обсуждение рисунка, что за человек, дом, дерево нарисованы (Кто этот человек? Чей это дом? Как называется дерево? и тому подобные).

Это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Её рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с 5-6 лет).

Проведение тестирования. Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у тебя развито воображение, фантазия. Придумай и нарисуй животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до тебя никто не придумал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».

Если обследуемый ребенок говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и тому подобное, то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать придумать по ходу рисования.

Когда ребенок заканчивает рисовать, его просят придумать животному название. Если придумывание названия вызывает очень большое затруднение, то эту часть задания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела соответствуют те или иные детали изображения.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Сущность понятия проектной деятельности
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. ...

Особенности этнического воспитания
Воспитание – одна из основных категорий педагогики. На протяжении более чем двадцати столетий – от эпохи Платона до наших дней – эту категорию активно используют в большинстве человековедческих наук, давая ей различные содержательные трактовки. Анализ отечественной научно-педагогической литературы ...

Роль общения в онтогенезе
Согласно "Большому психологическому словарю", общение (англ. communication, intercourse, interpersonal relationship) - взаимодействие 2 или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru