Психолого-педагогическая характеристика экспериментальной группы детей с ОНР

Педагогика сегодня » Организация работы с родителями воспитанников в дошкольных учреждениях V вида » Психолого-педагогическая характеристика экспериментальной группы детей с ОНР

Страница 1

Дети экспериментируемой группы имеют диагноз ОНР II–III уровень. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это форма речевого нарушения, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.

Дошкольники, принявшие участие в эксперименте, были зачислены в логопедическую группу в период 2001–2002 года в МДОУ №20.

Дети

Дата рождения

Речевой диагноз

1. Аня Аф.

20.02.97

ОНР – III уровень

2. Вика Б.

25.04.97

ОНР – III уровень

3. Марина Б.

14.12.96

ОНР – III уровень

4. Сережа С.

08.09.97

ОНР – III уровень

5. Коля С.

12.08.97

ОНР – II уровень

6. Ваня С.

06.01.97

ОНР – II уровень

7. Настя С.

26.09.98

ОНР – II уровень

8. Света Т.

17.02.97

ОНР – III уровень

9. Илья Т.

25.04.97

ОНР – II уровень

10. Никита П.

22.06.97

ОНР – III уровень

В экспериментальной группе четверо детей имеют речевой диагноз ОНР – II уровня. Рассмотрим, что для них характерно.

Произношение звуков. Речь Ильи Т., Насти С. малопонятна из-за грубого нарушения звукопроизношения большого количества фонем – от 16 до 20. Речь Вани С., Коли С. менее нарушена – от 10 до 16 фонем. Нарушены звуки Р–Р’, Л–Л’, все шипящие, к, г, х. При воспроизведении слов из двух-трех и более слогов Настя С., Коля С. нарушают их последовательность, переставляют местами («сипед» – «велосипед», «китити» – «кирпичи»).

Грамматический строй у детей со II уровнем ОНР нарушен. Так, у Насти С., Вани С. при построении фразы не согласуются части речи в роде, числе, падеже («пять куклы» – «пять кукол»). Ваня С., Илья Т. при использовании уменьшительно-ласкательных форм допускают ошибки (стулик – стульчик, воробейчик – воробьишка, помидорик – помидорчик). Все дети данной группы испытывают затруднения в употреблении простых предлогов («на», «над», «за» и так далее) и сложных предлогов («из-за», «из-под», «между», «через», «около»).

Словарный запас. Дети используют в достаточном объеме существительные, глаголы и прилагательные, появляются числительные, наречия и др. Однако недостаточна морфологическая система языка, в частности, словообразовательные операции разной степени сложности, значительно обедняют возможности детей. Наблюдаются ошибки и Насти, Коли, Вани, Ильи в употреблении и понимании приставочных глаголов (вместо «вылил» – «не налил»), относительных и притяжательных прилагательных (вместо «грибной» – «грибы», вместо «лисий» – «лиска» и так далее), существительных со значением действующего лица («молочница» «где пьют молоко» и так далее).

Наряду с ошибками словообразовательного характера наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов (красивый, прекрасный, замечательный, чудесный) и антонимов (мокрый – сухой). У Насти С., Ильи Т. встречается многозначное употребление слов и их смысловой замены.

Связная речь данной группы детей характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Например, Настя С., составляя рассказ по серии сюжетных картинок «Мишка и мёд», испытывает трудности при передаче их последовательности и содержания: «Митя идя гыка. Идя по есу. Ези мёд. Митя из гыка. Итыт птены. Потом зяна. Митя бези. Птены итыт» («Мишка увидел дырку(дупло). Идет по лесу. Лежит мёд. Мишка залез к дырке. Летят пчелы. Потом жалят. Мишка бежит. Пчелы летят»).

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Сенсорная база детей с нарушенным слухом
Восприятие фонетических элементов речи (Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина)– фонем, словесного ударения, интонации – составляет сенсорную базу (чувственную основу), обеспечивающую возможность понимать обращенное устное слово. Усвоить произносительные навыки и контролировать правильность собственного произношен ...

Метод геометрических мест
Учитель разъясняет сущность метода геометрических мест. Сущность метода геометрических мест, используемого при решении задач на построение, состоит в следующем. Пусть, решая задачу на построение, нам надо найти точку Х, удовлетворяющую двум условиям. Геометрическое место точек, удовлетворяющих перв ...

Понятие педагогической системы. Ее структура. Иерархия педагогических систем
Каждому известно, что процесс образования и воспитания происходит в разнообразных объединениях людей: в семье, в школьном классе, в студиях и кружках, в неформальных группах. Эти объединения – суть социальные системы. Используя понятие «педагогическая система», можно отразить и обобщить в нем разли ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru