Особенности воспитания детей с речевой патологией в специализированном детском саду

Педагогика сегодня » Организация работы с родителями воспитанников в дошкольных учреждениях V вида » Особенности воспитания детей с речевой патологией в специализированном детском саду

Страница 2

Воспитатель предлагает детям одеваться на прогулку. Один из детей отказывается и идет в группу, начинает играть с машинами. Просить, уговаривать, стыдить, пугать – все бесполезно. А оставить ребенка в группе одного, без присмотра, опасно.

В подобном случае педагогу важно учитывать, что негативизм (противодействие просьбам) обычно возникает как защитная реакция ребенка на психологическое давление. И «давить» на такого ребенка, «воевать» с ним значит только усугубить агрессивное состояние малыша и ничего не добиться. Необходимо искать, подбирать особый «ключ», но с лаской, мягко, без нажима и возмущения.

Еще пример. Ребенок с повышенной возбудимостью и двигательным беспокойством. Бег, движение для такого малыша – способ разрядки. Наказать его, посадить на стул – значит аккумулировать еще больший заряд, которые неизвестно когда, на кого и как сработает. И опять надо искать свой «ключ» - интересное, активное, моторное занятие ребенку.

Таких примеров можно приводить много. Вот только самые типичные ограничения: ранимого ребенка нельзя при всех порицать, впечатлительного пугать, заторможенного – наказать за отставание. А что же можно? Как воздействовать на нестандартных детей? Как приучить их к нормам поведения в коллективе?

Здесь уместно вспомнить мудрое древнее изречение, которое удивительно подходит к деятельности педагогов – дефектологов. Суть высказывания в следующем: нам нужно терпение, чтобы изменить то, что можно изменить, мужество, чтобы снести то, что невозможно изменить, и мудрость, чтобы отличать первое и второе.

В педагогике вообще, а в коррекционной в особенности, готовых рецептов не существует. Незыблемо одно – бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к проблемному ребенку.

Психологическая атмосфера коррекционной группы складывается из отношения к детям каждого педагога, а также из взаимоотношений самих педагогов. Комфортным для ребенка является доброжелательный, ласковый и эмоционально-приподнятый тон педагога, взрослого. При таком стиле поведения педагога необходимость порицания сводится к минимуму. Педагогу иногда достаточно выразить неудовольствие мимикой, без слов. Отпадает необходимость в долгих наказаниях, объяснениях ребенку ошибочности его поведения: ребенок сразу догадывается об этом по контрасту с привычным настроением взрослого. А когда малыш исправится (вернул отнятую игрушку, извинился перед обиженным товарищем, подмел рассыпанный мусор и прочее) – вот здесь не стоит жалеть слов чтобы акцентировать положительную ситуацию и для «героя», и для остальных ребят. Естественно, что при этом ласку, мягкость и доброжелательность воспитателя не следует путать со вседозволенностью, в противном случае они могут быстро обернуться неуправляемостью детского коллектива. А как важно педагогу в манере общения с детьми достичь разумного сочетания требовательности мудрого учителя и тонкого понимания заботливого друга!

Оценка воспитателя, его пример и личность в целом играют огромную роль в формировании поведенческих стереотипов дошкольников. Важно, чтобы эти стереотипы соответствовали возрасту малыша и общепринятым нормам. И тем выше ответственность педагога перед детьми, которые принимают его без критики и избирательности, подражают ему непроизвольно, моделируют по его образу свое поведение, манеры и даже привычки. В этой связи немаловажен и характер взаимоотношений взрослых между собой в педагогическом коллективе группы. Трое взрослых (логопед, воспитатель, помощник воспитателя – няня) общаются между собой на глазах детей. Искренность их высказываний, эмоциональная окраска речи безошибочно улавливаются детьми. Причем дети непосредственно реагируют не на слова, а на психологическую атмосферу, она существенно улучшается, когда в отношениях и действиях взрослых есть взаимопонимание, преемственность, единство принципов воспитания и доброжелательность.

Вышеназванные проблемы не охватывают всего спектра коррекционно-воспитательных задач и путей их реализации, решают очередную непростую воспитательную ситуацию.

Страницы: 1 2 

Материалы о воспитании и обучении:

Место социального педагога в социальной работе
Социальный педагог - специалист в области социальной работы. Должность социального педагога имеется, как правило, в организациях воспитательной работы по месту жительства и в социальных службах. Социальный педагог осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию и социальной защите детей в образоват ...

Гжельская керамика
Гжель - это один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сёл и деревень. Уже с 14 века в этой местности процветал гончарный промысел. С середины 18 века гжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной роспись ...

Методика работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через аппликацию
В обучении аппликации решаются следующие общие задачи: Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы. Составлять изображение предмета из отдельных частей; изо ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru