Особенности воспитания детей с речевой патологией в специализированном детском саду

Педагогика сегодня » Организация работы с родителями воспитанников в дошкольных учреждениях V вида » Особенности воспитания детей с речевой патологией в специализированном детском саду

Страница 1

Дети с речевыми нарушениями нередко страдают личностными и поведенческими особенностями. Работникам коррекционных групп приходится иногда выступать в роли психолога или психоаналитика, чтобы разрешить конфликт, вспыхнувший между детьми, или погасить необоснованное недовольство родителей. Нельзя забывать, что успех продолжительной и напряженной коррекционной деятельности логопеда и воспитателей может быть зачеркнут несколькими конфликтами в группе.

Остановимся на некоторых проблемах воспитания детей с речевыми нарушениями и путях их разрешения.

Адаптация ребенка в новом коллективе. Логопедические группы комплектуются обычно из разных детей:

– никогда не посещавших детский сад;

– посещавших эпизодически;

– обучавшихся в массовых группах постоянно.

Однако независимо от того, откуда пришел ребенок в коррекционную группу, для него всегда смена режима, коллектива, обстановки является отягчающим фактором. Любому малышу не просто перестраиваться, привыкнуть к систематическим занятиям, к необходимости выполнять домашнее задание, общаться с незнакомыми детьми и взрослыми.

Особенно велик этот контраст для детей, ранее не посещавших дошкольные учреждения.

Адаптационный период ребенку во многом обеспечивает психологическая подготовка, соответствующий настрой, который создают родители, в особенности мама малыша. Здесь можно не жалеть красок и рассказывать сыну или дочери о том, какую прекрасную группу он(она) будет посещать, какие там добрые педагоги, как понравились маме спальня, физкультурный зал, участок и прочее. Важно успокоить малыша, снять тревогу, опасения, связанные с ожиданием неизведанного. Иногда у части ребятишек, как следствие нервной перегрузки, связанной с адаптацией, возникают болезненные реакции, например, ежедневный продолжительный плач утром, невротические рвоты, энурез, потеря аппетита, агрессивность по отношению к сверстникам и прочее.

Важно различать затянувшееся привыкание и болезненное состояние. Первое длится в среднем месяц и при спокойной обстановке в новой группе, доброжелательном, мягком отношении к ребенку со стороны педагогов и других детей проходит без дополнительных мер воздействия. Другое дело, когда, и по истечении двух месяцев с начала пребывания в новой группе, утренние капризы или многочасовой плач после расставания с мамой продолжаются и никакими воспитательными мерами не удается успокоить ребенка. Естественно, в таких случаях посещение логопедической группы превращается для ребенка и его родных, в мучение, да и остальные дети страдают: испорчено настроение, сорваны занятия, воспитатель расстроен.

В подобных случаях недовольство ребенка (капризы, регулярные конфликты, аффективные вспышки, отказ от занятий, сниженный фон настроения) может быть следствием функционального расстройства или резидуально-органического поражения центральной нервной системы; такому малышу необходима помощь врача-психоневролога.

Однако не все родственники ребенка спокойно и адекватно относятся к рекомендации посетить именно этого врача. Как показывает опыт, останавливают их «вредные» лекарства и стыд обращаться к психоневрологу.

Психоневролог корректирует внимание и память ребенка, его упражняемость и обучаемость, отношение к себе и его взаимоотношения в коллективе. Что же здесь стыдного?

Итак, логопед группы направляет ребенка на лечение тогда, когда меры педагогического воздействия исчерпаны и не принесли результата. Родственники ребенка, естественно, могут отказаться от лечения. Но как быть с моральным грузом, который на всю жизнь остается на совести родителей? Могли помочь и не помогли.

Причины конфликтности ребенка. Педагог, несведущий в проблемах коррекционной работы, при непослушании или конфликтности ребенка выдвигает единственную причину: он плохо воспитан. Дефектолог, знакомый с коррекционной деятельностью знает, что причины конфликтности могут быть различными: деспотичный отец, отсутствие ласки со стороны матери, ссоры между родителями, повышенные требования к ребенку со стороны родных, появление в семье младшего братика или сестры и многие другие. И это только причины, касающиеся домашней обстановки. Помимо них важно учитывать анамнестические данные (сведения о рождении и ходе развития ребенка), полученные от матери, а также личностные и характерологические особенности малыша (например, впечатлительность, подчиняемость, немотивированное упрямство, жестокость, драчливость, склонность к аффектам, замкнутость и так далее). Только суммируя все данные об особенностях воспитания ребенка в семье, ходе его развития с момента рождения, а также результаты наблюдений за поведением в разных ситуациях, можно делать вывод о причинах конфликтности.

Выбор индивидуальных мер воздействия на ребенка. В коррекционных группах воспитатель подчас сталкивается с нестандартным поведением ребенка (отказ идти на прогулку, нежелание танцевать на музыкальном занятии, полное отсутствие дистанции в общении со взрослыми и так далее). Использование традиционных приемов в подобных случаях безрезультатно. Рассмотрим эту ситуацию на конкретном примере.

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Характеристика речевого материала
Исследование произношения, а именно, выразительности речи, детей с нарушенным слухом проводилось на материале слов и фраз. Мы считаем это наиболее целесообразным, так как на материале слов и фраз можно получить представление о сформированности у ребенка фонетической системы устной речи: качество пр ...

Исторический обзор развития математических представлений у детей дошкольного возраста
Предоснову становления методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста как научной дисциплины составляло устное народное творчество (сказки, считалки, загадки, шутки и т. д.). В ходе их освоения дети не только овладевали пересчетом предметов, но и умением воспринимать и ...

Былина
Образ воина - защитника отечества всегда был близок любому народу. Уже византийские новеллы на основе жития создали привлекательный портрет воина - стойкого, непоколебимого и неуязвимого, который мстит за муки. На русской почве эти литературные произведения оказались созвучными жестокой эпохе татар ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru