Великие педагоги прошлых эпох о воспитании

Страница 4

Главнейшим условием семейного воспитания А.С. Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствует любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность. А.С. Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. Каждая семья, говорит А.С. Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок – член семьи, и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативности.

Педагогическое творчество Василия Александровича Сухомлинского проникнуто глубоким гуманизмом, горячей любовью к детям, сердечной заботой об их всестороннем развитии. В.А. Сухомлинский пишет, что «педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда мать и отец являются единственными воспитателями своего ребенка, - его дошкольные годы. В возрасте от двух до шести лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от этой элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека» (1965).

Воспитание детей В.А. Сухомлинский видит в отдаче особых сил, сил духовных. Человек создается любовью – любовью отца и матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей. Обращаясь к родителям говорил: «Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его, как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости человеческой власти в деспотическое самодурство. Помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.» (1961)

«Гармоническое воспитание личности возможно только при том условии, когда к потребностям – первому, элементарному и даже в какой-то мере примитивному побудителю человеческих поступков, человеческого поведения – присоединяется более сильный, более тонкий, более мудрый побудитель – долг. Собственно, человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага.

Чем раньше входит в человеческую жизнь понятие долга, формируя другие, более высокие потребности, вытекающие из него, тем благороднее, духовно богаче, честнее, будет расти ваш ребенок» (1967).

Известный грузинский педагог Шалва Александрович Амонашвили считает, что «характер воспитания детей в семье и в детском саду не должен противостоять друг другу. Детский сад вправе предъявлять родителям требования к семейному воспитанию».

Задача воспитателей и взрослых – добровольно расположить ребенка к нашим воспитательным намерениям в связи с его преобразованием, сделать его нашим союзником и соратником в своем же воспитании, помочь ему полюбить знания, пристраститься к самостоятельной учебно-воспитательной деятельности.

«Для авторитарного, императивного воспитания здесь нет никаких проблем, кроме как усилить давление на ребенка, принудить его выполнять свой долг. Многие изощренные средства давления и принуждения легко стирают педагогические проблемы, однако такая атмосфера воспитания не позволяет ребенку всесторонне и полностью раскрыть свои способности, не помогает процессу формирования в нем полноценной личности» (1988).

Большое значение Ш.А. Амонашвили придает характеру отношений родителей с детьми. Обращаясь к родителям, он пишет: «У нас два пути заставить, принудить ребенка подчиняться воле своих воспитателей, или же направить его на путь самовоспитания и самообразования. Я призываю вас, уважаемые родители, выбрать второй путь!» (1988).

«И чтобы наши усилия в воспитании детей не противоречили друг другу, я решил предложить вам некоторые рекомендации, руководствоваться которыми было бы желательно. При составлении рекомендаций, которые условно называют заповедями, я руководствовался классическим педагогическим наследием, идеалами общества, опытом лучших учителей, а также своими педагогическими убеждениями.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Профессиональный портрет социального педагога
Социальные педагоги - специалисты высшей квалификации, люди особой, деликатной профессии. Спектр их деятельности широк и разнообразен. В зависимости от профиля специализации, социальный педагог может работать непосредственно в жилом доме или специализированном учреждении (отделении социальной помощ ...

Информационные ресурсы общества
Человечество развивается благодаря генерированию информации. Нет необходимости доказывать, что для человека информация такой же энергетический продукт, как и пища. Чтобы быть хозяином положения в своей сфере, избранной области знаний или бизнеса, необходимо быть в курсе научно-технических событий, ...

Комплекс упражнений для совершенствования технико-тактической подготовленности
На занятиях волейболистов большое внимание уделяется приему подач, нападающих и обманных ударов. При этом особенно подчеркиваются такие момента, как правильное положение игрока, внимательное наблюдение за действиями игроков противоположной команды, правильный выбор места, своевременность выхода на ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru