Великие педагоги прошлых эпох о воспитании

Страница 3

В.Г. Белинский высказал прогрессивные педагогические взгляды на развитие ребенка и сущность воспитания. Он выступил против механического представления о воспитании как о процессе, в ходе которого взрослые наполняют ребенка, как пустой сосуд, тем или иным содержанием. Указывая, что ребенок не вещь, не игрушка в руках воспитателя, В.Г. Белинский подчеркивал, что демократическая педагогика с доверием относится к детям, что в каждом ребенке есть хорошие стороны. Искусство воспитания в том и состоит, чтобы их выявить, развивать, сформировать.

Педагоги должны заниматься не подавлением у детей выдуманных пороков, а устранением причин, вызывающих детские проступки. Борьбу с отрицательным поведением детей необходимо сочетать с развитием их положительных свойств и качеств.

В.Г. Белинский ставил перед воспитанием новые задачи. В противовес официальной педагогике, которая видела в воспитании средство подготовки детей к выполнению ими в будущем их сословно-профессиональных обязанностей, он выдвинул требование общечеловеческого воспитания. «Первоначальное воспитание, – говорил он, – должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы в последствии быть тем или другим, не переставая быть человеком». Воспитание развивает в ребенке такие качества и черты, которые должны иметь все люди вне зависимости от их социального положения. «Главная задача человека во всякой сфере деятельности, на всякой ступени в лестнице общественной иерархии, – говорит В.Г.Белинский, –быть человеком».

В.Г. Белинский сделал педагогические выводы о необходимости воспитания детей в духе любви к своей родине.

Одним из основных положений педагогической теории В.Г. Белинского является гармоническое развитие человека.

Нравственное воспитание В.Г. Белинский считал важнейшей стороной формирования человека – общественного деятеля. Он стремился вскрыть психологические основы морального воспитания, обращая внимание педагогов на сложность процесса нравственного воспитания и предупреждал против формального подхода к нему.

Много внимания уделял В.Г.Белинский вопросам семейного воспитания. В любви родителей к детям не должны преобладать родительское самолюбие, эгоистические, тщеславные расчеты. Родители должны любить в ребенке прежде всего будущего человека, и потому основой любви родителей к детям должна быть не любовь к себе, а любовь к истине и человечеству.

В.Г. Белинский резко осуждал родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей, полагаясь на волю случая. Но не менее отрицательно он отзывался и о таком воспитательном воздействии родителей на детей, когда последних превращают в попугаев, обязанных с почтением выполнять то, что говорят, что требуют взрослые. Такая атмосфера способствует тому, что в детях убиваются «энергия, воля, характер, жизнь, они делаются почтительными статуями, заражаются рабскими пороками – хитростью, лукавством, скрытостью, лгут, обманывают, вывертываются».

Избежать всех этих недостатков в воспитании можно, только установив правильные отношения между родителями и детьми. Они должны покоится на уважении взрослых к личности ребенка, к его человеческому достоинству.

В основе педагогической системы Константина Дмитриевича Ушинского лежит идея «народности воспитания». «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных из другого народа,» – писал К.Д.Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857).

Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.

К.Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой.

К.Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Поэтому он определял воспитание, как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности.

Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность, правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развивать у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

Антон Семенович Макаренко – педагог-новатор, обогативший отечественную педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами. Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но не достаточно разработанные до него педагогические проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание и другие).

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Взаимосвязь познавательных способностей и личностных особенностей у старшеклассников
Познавательная способность и личностная особенность учащихся старших классов состоит в центре современной теории обучения, потому что по своей педагогической и психологической структуре и по своему месту в определение задач обучения, она включает в себя эти возможности. Познавательная способность е ...

Основные требования к педагогическому процессу для придания ему личностно-гуманистической направленности
Из всех упомянутых выше психологических особенностей, ведущих с точки зрения развития личности ребенка, Ш.А. Амонашвили делает вывод о необходимости соблюдать следующие педагогические требования: - В педагогическом процессе ребенка постоянно должно сопровождать чувство свободного выбора. Это вовсе ...

Изучение семей воспитанников с помощью рисуночных тестов
Изучение внутрисемейных отношений, детско-родительских отношений, личностных характеристик воспитанников, осуществлялось с помощью рисуночных тестов. С этой целью мы использовали проективные методики «Рисунок семьи», «Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное». Для диагностического использова ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru