«Мышление – высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы – соответственно, психологии и физиологии. С точки зрения физиологии и психологии, это определение является наиболее верным».
Основная цель нашего исследования заключалась в выявлении и описании особенностей мышления у студентов. Исследование проводилось по учебнику Б.Д. Карвасарского «Клиническая психология» в учреждении СПО. В эксперименте участвовали 10 человек.
Цель: методика позволяет определить быстроту мышления и подвижность нервных процессов.
Инструкция к тесту: перед вами слова, в которых пропущены буквы. Ваша задача вставить недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе. Старайтесь работать как можно быстрее. Для выполнения задания дается 3 мин.
Таблица 2.1. «Быстрота мышления»
Тестовый материал
П-ро |
О-р-ч |
С-е-ло |
Г-ра |
К-р-он |
К-ы-а |
П-ле |
З-р-о |
Т-а-а |
К-са |
В-с-ок |
К-у-ка |
Т-ло |
С-г-об |
С-а-ка |
П-ля |
В-т-в |
Т-у-а |
В-ра |
П-д-ак |
С-а-а |
С-жа |
К-р-а |
П-е-а |
Д-уша |
Б-л-он |
С-я-о-ть |
Р-ка |
З-о-ок |
К-с-а-ник |
П-л-а |
К-и-а |
Показателем быстроты мышления и одновременно показателем подвижности нервных процессов выступает количество составленных слов:
Низкий уровень – менее 20 слов, низкая быстрота мышления и подвижность нервных процессов;
Средний уровень – 21–29 слов, средняя быстрота мышления и подвижность нервных процессов;
Высокий уровень – 30 слов и более, высокая быстрота мышления и подвижность нервных процессов.
После проведения теста была произведена обработка результатов:
2% оппонентов вставили недостающие буквы 15 словам, что говорит о низком уровне быстрого мышления и подвижности нервных процессов;
18% оппонентов вставили недостающие буквы 30 словам, что говорит о высоком уровне быстрого мышления и подвижности нервных процессов;
80% оппонентов вставили недостающие буквы 27 словам, что говорит о среднем уровне быстрого мышления и подвижности нервных процессов.
Рис. 2.1. Уровень мышления студентов
Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства оппонентов средний уровень быстрого мышления.
Материалы о воспитании и обучении:
Общая характеристика нормального и нарушенного речевого развития детей первых трех лет жизни
На эмоционально положительном фоне у ребенка появляются звуки начального гуления (гуканья): а-гу, а-а, а-бу, а-буф, а-кы и т.д. В этот период ребенок активно включается в общение и иногда, страстно стремясь ответить на обращенные к нему речи и знаки внимания, заменяет слова покашливанием, будто бы ...
Этапы планирования работы в классном коллективе
Примерные этапы планирования воспитательной работы в классном коллективе на учебный год можно представить следующим образом. 1. Коллективный анализ воспитательной деятельности класса с привлечением родителей, всех учащихся и определение задач на следующий год — апрель — май 2. Составление анализа в ...
Основы построения информационной модели
С понятием "модель" мы сталкиваемся с детства. Игрушечный автомобиль, самолет или кораблик для многих были любимыми игрушками, равно как и плюшевый медвежонок или кукла. В развитии ребенка, в процессе познания им окружающего мира, такие игрушки, являющиеся, по существу, моделями реальных ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.